Фото пресс-службы МО РФ
По сообщению англоязычного интернет-издания Al-Monitor, незадолго до смены власти в Вашингтоне спецпосланник США по Ливии Джонатан Уинер в интервью Би-би-си сказал, что в ООН подготовлен доклад, в котором содержатся неоспоримые доказательства того, что Египет поставляет в Ливию оружие. Какое это было оружие, в каких количествах оно передавалось, как нетрудно понять, в Ливийскую национальную армию (ЛНА) под командованием генерала Халифы Хафтара, Винер, следуя лучшим традициям обамовской дипломатии, не сказал.
Чуть позже на страницах английской Times появилось сообщение о планах России поставить для ЛНА оружие в обход оружейного эмбарго и в обмен на предоставление Москве военно-воздушной и военно-морской баз в районе Бенгази. И, наконец, свежая новость от итальянской Stampa, сообщившей со ссылкой на неназванные источники в алжирских спецслужбах, что Москва будет нелегально – через Алжир – снабжать Хафтара оружием на сумму 2 млрд долл. С этой целью алжирцы предоставят России базу в Оране.
Представитель египетского МИДа Ахмед Абу Зейд сразу поспешил дезавуировать американского дипломата, заявив, что Каир строго выполняет принятую еще в 2011 году резолюцию Совета Безопасности ООН № 1970, которая предусматривает эмбарго на поставки оружия в Ливию. Наш МИД пока по этому поводу хранит молчание, оставляя простор для догадок и сомнений.
Наверное, сразу же отрицать такую вероятность в наш непредсказуемый век было бы чересчур опрометчиво. В то же время уж слишком по-джеймсбондовски выглядит такой сценарий, очень уж все гладко получается. Не уверен, что Москва пошла бы на такой шаг в обход эмбарго. Во-первых, слишком сильны риски репутационных потерь, если придется опускаться до серых схем и вульгарной контрабанды и быть на этом пойманным.
Во-вторых, можно легко испортить пока еще даже как следует не начавшийся диалог с новым хозяином Белого дома по огромному комплексу международных проблем. В таких делах не надо суетиться и спешить застолбить себе кажущийся привлекательным участок. Потери могут быть куда больше.
Египет и Россия, ранее заявлявшие о своей равноудаленности от центров власти в Тобруке и Триполи, сегодня считаются наиболее последовательными союзниками Хафтара. Москва и Каир соответственно в качестве постоянного и непостоянного членов Совбеза ООН могут сделать для Ливии намного больше, официально добиваясь отмены оружейного эмбарго. Этим они и занимаются. По словам председателя Палаты представителей в Тобруке Агилы Салеха, Москва обещала сделать в ООН для этого все возможное, а египетский президент Абдель Фаттах ас-Сиси, выступая осенью прошлого года на заседании Генассамблеи ООН, призвал эту международную организацию снять запрет на поставки оружия в Ливию.
Сделать это хоть и не просто, но вполне возможно. Надо договариваться со всеми странами, которые являются членами СБ. Проблема для Хафтара заключается в том, что он не является креатурой западных держав. К нему присматриваются, его оценивают и наверняка понимают, что на сегодняшний день он единственный, кто может навести порядок в стране и направить ее развитие в светское русло. Но Запад пугает его независимость, в нем видят нового Муаммара Каддафи, диктатора. Кроме того, обанкротившись со своей политикой в Сирии, Запад не хочет открыто признавать, что снова совершил ошибку, сделал ставку не на ту лошадь. Тем не менее общественное мнение постепенно меняется в пользу Хафтара. Возможно, с Дональдом Трампом в Белом доме на Западе произойдет поворот в сторону Хафтара.
Египтяне вообще считают, что ООН занимает лишенную смысла и несправедливую по отношению к Хафтару позицию. Генерал, будучи сторонником светского развития страны, не только стремится восстановить ее единство и законность, но и является единственным среди ливийских политиков человеком, способным это сделать, а также противостоять международному терроризму. В то же время, в отличие от своих оппонентов, имеющих возможность получать оружие нелегальным путем, он не имеет к нему легального доступа.
Противники Хафтара в Ливии и вне ее полагают, что поставки оружия в Ливию приведут к резкому осложнению обстановки в стране, к новому кровопролитию или вообще к разбазариванию оружия, попаданию не в те руки. Да, такая опасность есть. Но и оставлять все, как есть, тоже нельзя, как нельзя до бесконечности замораживать конфликт и твердить, что надо искать консенсус, объединять усилия. Кого и с кем? Тех, кто продемонстрировал свою политическую несостоятельность, с человеком, пользующимся авторитетом, на которого люди возлагают надежды. Сторонников светского развития с исламистами, «законников» и «государственников» с теми, кто промышляет на большой дороге. Не получается. И вряд ли получится.
Некогда единая страна после падения режима Каддафи быстро утратила единство, законность, экономику, превратилась в «пиратский берег». Единственным источником доходов для многих ливийцев стало участие в различных вооруженных формированиях и преступных сообществах. Причем количество вооруженных людей в них во много раз превышает численность армии, полиции и других законных формирований. Многие, не только террористические группировки, но и отряды милиции, боевиков из различных племенных отрядов, занимаются нелегальным бизнесом – незаконной торговлей оружием, сигаретами, спиртным, топливом, лекарствами и прочими товарами.
Для Египта из Ливии исходит еще одна опасность. Она связана с финансовой и материально-технической поддержкой, которую оказывали и продолжают оказывать ливийские структуры «Исламского государства» (запрещено в России) действующей на севере Синая организации «Ансар Бейт аль-Макдис». После разгрома джихадистов в Дерне и Сирте ее «касса» переместилась на территорию Египта, однако финансовые средства, причем во все увеличивающемся объеме, и оружие до сих пор исправно поступают из Ливии.
Ливийцам нужно как-то выходить из этого замкнутого круга.