Фото UN Photo/Manuel Elias
В связи с избранием нового президента США и возможными изменениями в российско-американских отношениях может просматриваться постепенный отход этой страны от либеральной модели и политики глобализации. И значит, уже сейчас можно попытаться представить очертания нового миропорядка, который будет строиться при ослаблении атлантической составляющей Европы. Это может быть в интересах как европейского истеблишмента, так, в определенных аспектах, и России с точки зрения ее усиления в качестве влиятельного игрока на мировой и европейской аренах.
Чтобы не упустить появляющихся ныне возможностей, российским властям следовало бы повысить активность по ряду внешнеполитических направлений.
Например, усилить взаимодействие с европейской социал-демократией по линии Госдумы и Совета Федерации через различные структуры ЕС, через Совет Европы и его Парламентскую ассамблею. Представляется, что у социал-демократов в целом будет более существенная роль в становлении Европы уже через 15–20 лет либо даже еще ранее.
При этом на примере Испании, которая в прошлом году 10 месяцев существовала без правительства, очевидно, что сотрудничество надо налаживать и с другими силами. Скажем, если бы Испанская социалистическая рабочая партия не провалила коалиционное объединение с левыми радикалами и центристами, то в стране сейчас был бы иной по составу кабинет министров.
То есть России следует работать над усилением не только экономических связей с Европой, но и партийных в широком спектре – с правыми или левыми радикалами либо правыми или левыми центристами. Точнее определить, с кем сотрудничество будет более перспективным, скорее всего можно будет уже только после предстоящих осенью выборов в Германии.
Что же касается экономики, то следует существенно активизировать связи Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС) с европейскими партнерами. Действовать надо невзирая на санкции и по всем возможным направлениям, включая правительственные и общественные каналы, связи бизнеса.
По азиатскому направлению помимо успешно развивающегося российско-китайского сотрудничества в рамках АТЭС и АТР в целом следует выступать за возможность расширения АСЕАН (АСЕАН плюс три), имея в виду подключение к нему не только тех стран, о которых уже давно говорят, но и новых – вроде Новой Зеландии. При этом добиваться укрепления партнерства Россия–АСЕАН и даже возможного сотрудничества с этой организацией некоторых российских регионов (Приморье, возможно, Алтай) на правах наблюдателей. Напомним, что АСЕАН имеет статус аккредитованной при ООН организации.
В последнее время БРИКС оказалась сильно ослаблена импичментом против бразильского президента Дилмы Руссефф. Да и в целом значительная часть Латинской Америки переживает серьезный кризис. Может быть, имело бы больше смысла укреплять латиноамериканский компонент российской внешней политики на базе Латиноамериканской ассоциации интеграции.
В отношении Африки особое внимание могло бы быть уделено вопросам стабильности в северной ее части и на континенте в целом. Более активно можно было бы также использовать Найроби как резиденцию ООН по окружающей среде. Следовало бы также рассмотреть вопрос о повышении представительства африканских стран в главных органах ООН. Главным форпостом России на юге Африки и дальше нужно считать ЮАР как страну, которая прошла серьезный путь развития себя и своего национального самосознания.
Таким образом, вырисовывается пятиугольный контур (по числу континентов) возможного грядущего миропорядка. Конечно, эта перспектива в немалой степени зависит от позиций команды Трампа, американского и европейского истеблишмента, народов этих и других континентов. Но сыграть свою важную роль сможет и Россия, которой удалось существенно укрепить свое положение на мировой арене.
И понятно, что в новой многополярности немаловажная роль должна принадлежать ООН как головной организации международного (глобального) управления. По всей видимости, уже сейчас необходимо работать над содержанием этой роли, пока нас в очередной раз не опередили «гарвардские умники». В связи с вступлением в 2017 году в должность генсека ООН Антониу Гутерриша, европейского социал-демократа, который, по всем прогнозам, сможет выстраивать деятельность ООН на основе компромиссов, может быть опять поднят вопрос о реформе этой организации.
Как представляется, эта реформа должна касаться главным образом Секретариата ООН и миротворческих операций. Постоянное членство в Совбезе ООН скорее всего на данном этапе не должно подвергнуться эрозии, что входит как в интересы России, так и, по всей видимости, США. Тем не менее идеи демократизации ООН и ее специализированных учреждений, дебюрократизации, повышения ее эффективности будут продолжать стоять в центре внимания государств-членов.
Особо следует отметить вопросы энергетического развития мира, имея в виду, что информационная революция, похоже, сменяется именно на энергетическую революцию. Это кардинальным образом скажется на будущем миропорядке. И если Россия, даже будучи северной страной, не имеющей возможности в полной мере использовать новые источники энергии, не будет учитывать эти грядущие технологические, а по сути, кардинальные перемены, то она рискует остаться не в числе активных мировых игроков, что несомненно найдет отражение и в системе ООН.
Таким образом, именно ООН, которую уже некогда рассматривали в качестве ведущей силы нового мирового порядка, может вернуться к выполнению своего основного назначения – избавлять следующие поколения от бедствий новых войн. В этих целях необходим новый договор под эгидой ООН, который не должен затрагивать основополагающие положения ее Устава, но обязан отражать грядущие изменения в мировой политике и экономике.