0
4105
Газета В мире Интернет-версия

24.01.2017 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Москве и Вашингтону пора переходить от слов к делу

Алексей Фененко

Об авторе: Алексей Валериевич Фененко – доцент факультета мировой политики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Тэги: сша, президент, дональд трамп, россия, крым, украина, сирия


сша, президент, дональд трамп, россия, крым, украина, сирия Фото Gettyimages

В США пришла к власти республиканская администрация Дональда Трампа. Это событие вызвало волну прогнозов о возможности улучшения российско-американских отношений. С конца прошлого года Москва и Вашингтон посылали друг другу обнадеживающие сигналы. Еще в ходе предвыборной кампании Трамп не раз заявлял, что хочет снизить градус накала в отношениях с Россией – вплоть до высказываний о возможности изменения позиции по Крыму и Сирии.  Примирительным жестом нового президента США выглядело и его критическое отношение к сообщениям американских разведслужб о якобы имевшем место вмешательстве России в выборы.

Россия также послала ряд примирительных сигналов новой администрации. Наиболее серьезными жестами Кремля были отказ накануне Нового года от симметричной высылки американских дипломатов из России и нереагирование на новую санкционную волну уходящей администрации Барака Обамы. На большой пресс-конференции 17 января министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что Москва готова на диалог c администрацией Трампа о стратегической стабильности. Это, по сути, позитивный ответ на недавние заявления самого Трампа о готовности возобновить с Россией диалог по проблеме ядерного разоружения и нераспространения.

Однако попытки установить диалог Москва и Вашингтон предпринимали на протяжении как минимум последней четверти века, а возможно, и со времен холодной войны. Сначала в СССР, а затем и в России с надеждой ожидали каждого нового президента США, что потом вело к разочарованию.  17 лет назад российские эксперты говорили, что хуже, чем Билл Клинтон, президента для России нет – поскорее пришел бы «прагматичный республиканец» Джордж Буш-младший.  Восемь лет назад расхожим было убеждение, что хуже американского президента, чем Буш-младший, для России быть не может – поскорее бы пришел к власти «несистемный демократ» Барак Обама.  Прошло восемь лет, и мы говорим – как хорошо, что ушел Обама, худшего президента США для нашей страны нет. Не исключено, что через некоторое время отечественные СМИ заговорят о том, что хуже, чем Трамп, президента не было.

У этих разочарований есть объективная причина. В российско-американских отношениях (как и в советско-американских) преобладает негативная повестка. После Второй мировой войны диалог между Москвой и Вашингтоном строится на том, как уменьшить риск военного столкновения. О позитивной повестке (как сообща достигать общих целей) речь пока не идет. Попытки прорывов в российско-американских отношениях середины 1990-х, начала 2000-х и начала 2010-х годов были связаны с надеждами большой части российской элиты найти позитивную повестку. Выстроить ее не удалось. Зато утерянной оказалась и повестка негативная.

Объективно целью «перезагрузки» должно было стать расширение негативной повестки. К началу 2009 года перед Россией и США стояли три задачи: снизить риск прямого военного конфликта (который в ходе «Пятидневной войны» 2008 года был весьма высок), укрепить систему контроля над вооружениями и выработать кодекс поведения на случай войны с третьими странами.  Вместо этого администрация Обамы заявила о намерении отбросить в отношениях с Москвой «негативную повестку». Белый дом подчеркивал, что хочет выстроить с Россией «позитивную повестку» отношений: партнерство без уточнения – на какой основе. Приоритетом для Вашингтона было получение согласия Москвы на сокращение стратегического потенциала (при отсутствии обязательств США в области ПРО) и снижение российской активности в СНГ.

Результаты не заставили себя ждать. Стратегический диалог осенью 2011 года был свернут. Россия и США оказались и без негативной, и без позитивной повесток. Ситуация в самом деле похожая на отношения великих держав накануне 1914 года.  Поэтому сейчас Москве и Вашингтону нужны не громкие заявления о новой «перезагрузке», а реальные шаги по возрождению негативной повестки переговоров.

Эти шаги – не разрешение кризисов в Украине и в Сирии, так как они – последствия, а не причины. Важнее снизить угрозу возникновения прямого военного конфликта. Поэтому в числе первоочередных мер можно назвать:

– подписание соглашения о мерах по уменьшению опасности столкновения в региональных конфликтах, то есть о правилах поведениях авиации и ПВО (расширенный и обновленный вариант устаревающего российско-американского меморандума от 12 октября 2015 года);

– выработка соглашения о правилах безопасности военных полетов над океаническими пространствами;

– заявление о сохранении Договора РСМД 1987 года и начало консультаций о возможности присоединения к нему Великобритании и Франции;

– возобновление работы Венского центра предотвращения конфликтов (он был создан в 1990 году, но сейчас находится в нерабочем состоянии);

– проведение консультаций о выработке документа, фиксирующего взаимные обязательства России и США на случай конфликта с третьими странами (наподобие Советско-американской декларации о мерах по уменьшению опасности ядерной войны 1973 года);

– начало официальных переговоров о судьбе основополагающего акта Россия–НАТО 1997 года.

Главная опасность для российско-американских отношений  – повторение негативного опыта 2009–2010 годов. Тогда на волне первых скромных успехов политики «перезагрузки» (подписание Пражского договор по СНВ)  стороны заговорили о пути к партнерству, забыв о важных мерах по снижению опасности конфликта. Партнерства все равно не построили (слишком велики противоречия), а о множестве насущных дел, снижающих опасность военного конфликта, забыли. Время ушло, «окно возможностей» закрылось, и на порог подоспел новый тур конфронтации – только без страховочных поясов. Проблема в том, как не повторить этот опыт в ближайшие два года.  



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
673
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
817
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
757
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
756

Другие новости