Фото Gettyimages
Часть вооруженной оппозиции Сирии выразила намерение ехать в Казахстан для участия в межсирийских переговорах, организованных Россией, Турцией и Ираном. Об этом заявил один из лидеров группировки «Джейш аль-Ислам» Мохаммед Аллуш. Готовящаяся встреча, посвященная сирийскому конфликту, может повлиять на женевский мирный процесс, полагают эксперты.
«Собираются все повстанческие группы. Все выразили свое согласие, – заявил полевой командир Аллуш журналистам. – Процесс в Астане должен положить конец кровопролитию со стороны режима и его союзников. Мы хотим закончить серии преступлений».
Эти намерения подтвердил представитель группировки «Фастаким» Закария Малахифджи. Но, как сообщает Al-Jazeera, сирийская группировка «Ахрар аш-Шам» сочла нужным воздержаться от переговоров в Астане.
Некоторые организации, которые воюют против режима президента Башара Асада, приняли решение об участии в казахстанской встрече после долгих переговоров в Турции, которые проходили с представителями России и Турции, выступившими гарантами договоренностей. Вполне вероятно, что запланированные на 23 января переговоры будут вестись «один на один», а не через международных посредников, как это было во время консультаций в Женеве.
Готовность поддержать вооруженную оппозицию в рамках переговорного процесса выразила наиболее жесткая фракция политической оппозиции Сирии – Высший комитет по переговорам (ВКП), который имеет поддержку аравийских монархий. В официальном заявлении он выразил надежду, что встреча в Астане «укрепит перемирие» и откроет путь для переговоров в Женеве.
Что касается участия американцев во встрече в Астане, то, как сказал министр иностранных дел Сергей Лавров на вчерашней пресс-конференции, Москва рассчитывает, что новая администрация США примет приглашение на этот форум. К тому же он может стать первым контактом российской стороны с командой избранного президента США Дональда Трампа.
«Три момента интересны в вопросе представительности сирийской оппозиции, – пояснил «НГ» старший научный сотрудник Ближневосточного центра Карнеги Езид Саиг. – Первый – ее в Астане будут представлять вооруженные группы, а не те делегации политической оппозиции, которые раньше присутствовали на переговорах в Женеве. Это предполагает, что Россия и Турция считают вооруженные группировки единственной частью оппозиции, которая может легитимизировать процесс и принимать жесткие решения».
Вторым моментом, по мнению эксперта, можно считать то, что руководство политической оппозиции, представленное Национальной коалицией сирийских революционных и оппозиционных сил (НКОРС) и ВКП, высказало несколько возражений против такой формулы. «Это свидетельствует об их зависимости от Турции, – отметил Саиг. – В-третьих, если значительные вооруженные группировки действительно приедут на встречу в Астане и если она не потерпит крах, то это может повлиять на состав делегации в Женеве, если такие переговоры будут созваны, как настаивают ООН и США».
С точки зрения аналитика, США практически отказались от попытки политического урегулирования сирийской ситуации год назад. «С февраля 2016 года все было сфокусировано преимущественно на прекращении огня. – напомнил Саиг. – В то же время госсекретарь Керри и Госдеп настаивают, что переговоры в Астане должны привести обратно, к Женеве, и что только она может помочь в достижении политического решения, однако США просто не вложились, чтобы это произошло. Может быть, переговоры в Астане превратятся в непрерывный процесс, но если они провалятся, тогда и женевский процесс не возродится».