Федерика Могерини председательствовала на заседании министров иностранных дел стран ЕС в Брюсселе. Фото Reuters
Главы МИД стран – членов Евросоюза собрались вчера в Брюсселе на первое в 2017 году плановое заседание. В повестке дня стояли ситуация в Сирии и ближневосточное урегулирование. Однако министрам пришлось прореагировать на сделанные накануне заявления избранного президента США Дональда Трампа, связанные с критикой НАТО и выходом Британии из ЕС.
Основной темой встречи министров стала роль, которую играет Евросоюз в урегулировании сирийского кризиса. В этой связи верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини предложила обсудить два вопроса: переговоры, которые Брюссель проводит со странами региона о будущем Сирии, и намеченную на апрель донорскую конференцию.
Евросоюз с октября 2016 года обсуждает политическое будущее и восстановление Сирии с Египтом, Иорданией, Ираном, Ливаном, Катаром, ОАЭ, Саудовской Аравией, Турцией. И как выяснилось, раунды закрытых двусторонних переговоров по этим вопросам проходят в Брюсселе в январе.
Как пояснил «НГ» руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин, ЕС поддерживает со странами региона постоянные контакты в связи с Сирией, обсуждая наиболее актуальные вопросы. «Если в ноябре это были ситуация вокруг Алеппо, организация гуманитарных коридоров и минимизация жертв среди мирного населения, то сейчас – каким образом выйти на женевский формат переговоров после конференции в Астане. Эти контакты осуществляются без лишнего афиширования, а вопросы экономики на них привязаны к политическому урегулированию в Сирии. С Саудовской Аравией, например, обсуждается вопрос, на каких условиях Эр-Рияд сможет участвовать в восстановлении Сирии. При Асаде, разумеется, саудовцы ничего делать не будут. Но это уже вопрос политических договоренностей в Женеве», – сказал эксперт.
В Брюсселе рассчитывают, что конфликт в Сирии рано или поздно прекратится. Затем начнется политический переход в координации и при поддержке ООН последует период восстановления, потребующий значительных средств. В этой связи на заседании обсуждались вопросы, связанные с созывом донорской конференции по Сирии. Она должна пройти в Брюсселе весной, предположительно в начале апреля. Однако министры не стали утверждать конкретную дату: она зависит от развития ситуации в Сирии, а не от политического решения ЕС. Предстоящая встреча станет второй после конференции доноров, которая прошла в Лондоне в феврале 2016 года. Тогда ее участники собрали для Сирии свыше 10 млрд долл.
Ближневосточное урегулирование министры обсуждали вчера в свете прошедшей 15 января в Париже международной конференции ЕС, на которой представляли Могерини и еврокомиссар по политике соседства и расширению Йоханнес Хан. В ходе дискуссии министры заявили о необходимости найти решение застарелой проблемы на основе сосуществования двух государств – Израиля и Палестины. Этому накануне и была посвящена конференция в Париже, которую глава МИД Бельгии Дидье Рейндерс назвал «очень интересной и полезной».
Иное мнение о мероприятии у Шумилина: «Ближневосточное урегулирование остается в замороженном состоянии, а спекуляции вокруг него усилились. На этой проблеме пытается набрать очки Франция, которая предоставила свою площадку для форума. Но он не имеет никакого отношения к самому процессу разрешения проблемы. Похоже, это признали даже сами организаторы, пригласив Израиль и Палестину на специальную встречу по окончании конференции».
Израильский премьер Биньямин Нетаньяху это приглашение отклонил, назвав тщетными усилия участников конференции, тогда как палестинский лидер Махмуд Аббас перенес свою поездку в Париж на более поздний срок. Неудивительно, что в эффективности конференции выразили сомнения и в Лондоне. В правительстве Терезы Мэй не были уверены, что конференция может разрешить конфликт между сторонами, представители которых вообще отсутствовали.
Из-за этих опасений глава МИД Великобритании Борис Джонсон не подписал коммюнике. «Джонсон не поставил подпись, потому что мероприятие оказалось слишком демагогичным, неконкретным и не ведет к практическим шагам», – отметил Шумилин.
Рассуждая о том, как усадить Израиль и Палестину за стол переговоров, в Брюсселе министры пришли к выводу, что должны работать вместе с новой американской администрацией. По словам Рейндерса, как это будет происходить, прояснится после первых контактов с новым госсекретарем и самим Трампом. Будущий хозяин Белого дома пообещал перенести посольство США в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим, на что представители Палестины пригрозили пересмотреть вопрос о признании Израиля. «Не только США таким образом потеряют легитимность в деле разрешения конфликта, но и возможность сосуществования двух государств будет сведена к нулю», – заявил Аббас Figaro.
Европейцев же обеспокоили последние заявления Трампа о НАТО и Евросоюзе. В интервью Times он назвал альянс важной, но устаревшей организацией, поскольку она не занималась проблемой терроризма, а также выразил восхищение решением Великобритании о выходе из ЕС. «Лучший ответ на интервью американского президента, который вступит в должность 20 января, это единство европейцев, – сказал глава французского МИДа Жан-Марк Эйро. – Поскольку стоит и вопрос о брекзите, лучшая возможность защитить Европу, и Трамп нас к этому почти призывает, это оставаться едиными, не забывать, что сила европейцев в их единстве».