Фото Gettyimages
Насколько Россия нужна Европе? С этим вопросом я столкнулся в конце прошлого года во время дискуссии с известным немецким журналистом Франком Шуманном по поводу влияния введенного ЕС санкционного режима против Москвы. Шуманн считается журналистом довольно левых убеждений и известен публикацией книг о последних днях ГДР.
Для меня такой подход, честно говоря, был неожиданностью, поскольку я постоянно общаюсь с представителями немецкого бизнеса. И у меня сложилось убеждение о взаимной зависимости экономик России и ЕС, и прежде всего Германии. Понятно, что Россия зависит от немецких технологий, кредитов и инвестиций, а Германии нужны поставки российских энергоресурсов, российский рынок сбыта.
Не секрет, что политические круги, и прежде всего в Брюсселе, стремятся, с одной стороны, уменьшить зависимость от поставок российских углеводородов, которая на сегодня составляет треть от всего объема, необходимого европейским странам, а с другой – переориентироваться на другие рынки, и прежде всего на рынок США, поскольку он считается привлекательным для крупного бизнеса. Во всяком случае, по этому поводу и ведутся пока переговоры о заключении трансатлантического экономического соглашения (Transatlantic Trade and Investment Partnership). Снижать углеводородную зависимость страны ЕС намерены за счет развития альтернативных источников энергии и диверсификации поставок прежде всего американского сжиженного газа.
Постоянные дискуссии на эти темы создают у широких кругов европейской общественности впечатление, что проблема уже решена и Россия Европе не так уж и необходима. Однако последние исследования известного Австрийского института экономических исследований (WIFO) доказывают, что подобные утверждения не соответствуют действительности. Эти исследования были проведены в Вене по поручению австрийского Министерства экономики.
Выводы института, опубликованные австрийской газетой Standard, свидетельствуют, что экономическая война с Россией в 2015 году обошлась Европе в потерю 400 тыс. рабочих мест и стоила почти 18 млрд евро. Достоинством проведенного институтом исследования является то, что в результате применения сложных математических моделей австрийским ученым удалось отделить последствия для Европы от введенных санкций от потерь, связанных с ослаблением российской экономики в связи с падением цен на нефть и обесценением рубля. Это, естественно, вело к снижению российского импорта из Европы.
Согласно исследованиям, Германия потеряла в результате санкций 6 млрд евро и почти 100 тыс. рабочих мест. Австрийский экспорт упал только вследствие санкций на 36%, и они стоили Альпийской республике потери 7 тыс. рабочих мест. По потерям ВВП в первой пятерке после Германии с большим отрывом следуют Франция, Польша, Италия и Чехия. По количеству утраченных рабочих мест порядок другой: Германия чуть опережает Польшу, а за ними с большим отрывом идут Чехия, Франция и Италия.
Можно напомнить, что санкции ЕС вводил постепенно и наиболее обширные были приняты после гибели в украинском небе пассажирского авиалайнера MH17. Правда, вина России в этом происшествии до сих пор не доказана.
Заслуживает внимания и тот факт, что официальный Берлин уклонился от комментариев выводов австрийского института. «Германия не ведет подсчет потерь от санкций между Европейским союзом и Россией и не комментирует подсчеты других» – так в правительстве ФРГ ответили на данные австрийских экономистов, сообщает немецкого государственное агентство Deutsche Welle.
«У нас нет своих таких подсчетов, а подсчеты институтов других стран я комментировать не могу», – заявила в Берлине представитель Министерства экономики Германии, отвечая на вопрос DW о новом исследовании WIFO. Похоже отреагировал и представитель федерального Министерства труда: «Мы таких подсчетов не ведем... Я не могу оценить качество этого исследования и относился бы к этим цифрам осторожно». В немецких СМИ данные из Вены пока прошли незамеченными.
Результаты, полученные австрийским институтом, в целом подтверждает Восточный комитет немецкой экономики – организация, лоббирующая интересы немецкого бизнеса и выступающая за отмену санкций. Глава организации Вольфганг Бюхеле, по данным агентства DW, в конце ноября 2016 года сослался на оценки экономистов из университетов Бремена и Лейпцига. По их данным, в 2014 и 2015 годах общие потери производства в Германии от санкций в отношении России составили «13,5 млрд евро, что соответствует потере 60 тыс. рабочих мест».
Понятно, что нынешнее руководство страны не заинтересовано в обнародовании таких данных, поскольку полностью разделяет антироссийскую позицию уходящей администрации США. Судя по всему, перестроиться в соответствии с новыми политическими реалиями оно не в состоянии. Именно этим объясняется отказ комментировать подобные данные, как и выводы немецких деловых кругов об ущербности антироссийских санкций.