Фото Gettyimages
Верьте слезам Барака Обамы, пролитым в чикагском конгресс-центре «Маккормик-плейс», когда он выступал с прощальной речью. Если бы закон позволял, он бы, конечно же, остался – не на четыре года, так на четыре дня, чтобы еще больше навредить своему сменщику. Впрочем, за последние недели президентства Обама и так умудрился изрядно напакостить Дональду Трампу. Настолько, что новому хозяину Белого дома вряд ли удастся быстро разобраться с оставленным наследством. Если удастся вообще.
Надо отдать должное: при всем на него давлении, частенько переходящем рамки приличия, в целом и основном Трамп не отказался от конструктивного отношения к России. Но обольщаться вряд ли стоит, поскольку внутриполитическая американская кухня устроена таким образом, что далеко не все зависит от воли главы государства – есть Конгресс, без согласия которого президент в некоторых случаях и шага сделать не может, есть Пентагон и спецслужбы, которые, как и в других странах, немножечко живут своей жизнью, никуда не делись и политические силы, которым победа Дональда Трампа и его взгляды на место США в мире, прямо скажем, не по нутру. Так что представления о всесильности американского президента на самом деле существенно преувеличены.
Достаточно вспомнить сюжет с тюрьмой в Гуантанамо, распоряжение о закрытии которой Барак Обама подписал на второй день после инаугурации. Кстати, сутки содержания одного заключенного в этом узилище обходятся американской казне в 7397 долл., но поскольку статья расходов на Гуантанамо прописана в законе о нацобороне, Обама до конца президентского срока так и не решился воспользоваться правом вето. Но даже если бы и решился, настроения американских законодателей таково, что оно было бы на раз преодолено.
Но если скандальная тюрьма в Гуантанамо досталась Обаме от Джорджа Буша, то Трамп получил в наследство от Обамы уже профинансированную Конгрессом операцию Atlantic Resolve («Атлантическая решимость») стоимостью в 3,4 млрд долл., в результате которой на западных границах России оказалось 3,6 тыс. американских танков. И поскольку у Дональда Трампа не так уж много безусловных союзников (в том числе и республиканцев) среди законодателей, решайте сами, удастся ли ему с ходу вернуть эту армаду на зимние квартиры. Иначе говоря, теперь Трамп, хотя он этого, возможно, вовсе не желает, автоматически становится продолжателем политики конфронтации с Кремлем, которая имеет откровенный ядерный привкус. Дело в том, что администрации Обамы удалось создать пяти-шестикратное превосходство в обычных вооружениях на российских рубежах, и, чтобы уравновесить возможности, Москва просто обречена делать ставку на немирный атом. Отсюда и лукавое сравнение России с хулиганом, размахивающим ядерной дубиной, которое активно используют и на Западе, да и в наших проамериканских кругах тоже. Обидно, конечно, но другого варианта у Кремля, пожалуй, нет…
Но и это не все. Не приходится сомневаться, что Трамп расставит на ключевые посты своих людей. Но не сможет же он поголовно поменять всех сотрудников Пентагона, АНБ, ЦРУ и других организаций такого же толка, конструктивно заточенных на противостояние с Россией. А у этих весьма специфических структур, как уже отмечалось, имеется немало возможностей вести собственную политическую игру за спиной у Верховного главнокомандующего.
Так было при Михаиле Горбачеве, который подписал с Джорджем Бушем Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), считавшийся прологом к окончанию холодной войны. Активно проводились тайные операции и при Билле Клинтоне, которого Борис Ельцин по простоте душевной называл своим другом. Иначе говоря, потепление между двумя сверхдержавами было весьма условным, а противостояние перешло, так сказать, в область тени – например, в океанские глубины. И в марте 1993 года Биллу Клинтону пришлось лично извиняться перед Ельциным за Пентагон, когда американская субмарина «Грейлинг» во время слежения таранила в Баренцевом море наш атомный подводный крейсер «Новомосковск». Всего же за последние 30 лет, в том числе и за период так называемой российско-американской дружбы, было зафиксировано около 25 столкновений боевых субмарин двух государств, и каждое могло окончиться если не третьей мировой войной, то подводным Чернобылем.
Но это было в относительно благостные времена, когда пальцы не лежали на пусковых кнопках. Уже в августе 2014 года Северный флот, причем весьма жестко, отгонял от проходившего испытания «Северодвинска» американскую подлодку типа «Виржиния». И вот вопрос: как вы считаете, если бы что случилось, завершился бы возможный инцидент звонком с извинениями от Обамы, который буквально бредит американской исключительностью и очевидно страдает комплексом политического неудачника?..
Как говорится, возможны различные варианты, в том числе и самый драматический. И вот что примечательно. Все американские президенты последних лет – и Джордж Буш, и Билл Клинтон, а теперь вот и Барак Обама – начинали свои карьеры на посту главы Белого дома с попыток наладить отношения с Россией. Возможно, вполне искренне. Обама даже посылал в Москву Хиллари Клинтон, которая тогда была госсекретарем, с кнопкой, на которой по недосмотру написали «перегрузка» вместо «перезагрузка». И эта ошибка, к сожалению, оказалась роковой. Но вряд ли только неправильное написание одного слова стало причиной переформатирования Барака Обамы в ярые русофобы. На самом деле способов влияния на президента в Америке хоть отбавляй, о чем свидетельствует информационный вброс – будто бы российские спецслужбы (чуть ли не по распоряжению Владимира Путина!) собирали компромат на Трампа. Но поскольку собственно «рука Москвы» на этот раз не особо проглядывалась, телеканал CNN поспешил уточнить: якобы сбором чувствительной информации по заданию Кремля занимался экс-сотрудник британской разведки MI6 Кристофер Стил, а финансировали процесс на этапе праймериз противники Трампа из Республиканской партии, а потом, когда он стал кандидатом, – и сторонники Хиллари Клинтон…
Получается, весь истеблишмент Америки, независимо от партийной принадлежности, состоит у Кремля на посылках – так, что ли? Глупость, конечно, зато не надо доказывать, что темные американские силы готовы на все, чтобы скорректировать отношение избранного президента к России. К счастью, информацию CNN о наличии у российских властей компромата на него Дональд Трамп назвал фейковыми новостями. И это вселяет надежду, что он все-таки не превратится в клон своего предшественника.