Фото Gettyimages
Госсовет (то есть правительство) КНР обнародовало документ «Политика Китая в отношении стратегического сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР)». Ранее подобных документов Пекин никогда не выпускал.
Значительную часть документа занимает характерная не только для Китая, а для подавляющего большинства стран мира ритуальная дипломатическая демагогия насчет принципов мирного сосуществования, ведущей роли ООН и т.д. и т.п. На это можно не обращать никакого внимания…
Важнейшим приоритетом в документе названы отношения с США, которые оценены достаточно высоко и однозначно положительно. Отношения с Россией – на втором месте. За ними в списке внешнеполитических приоритетов Пекина расположились Индия и Япония (тоже удостоились хотя и скупой, но похвалы), больше ни одна страна по отдельности не упомянута. Всем остальным странам региона обобщенно предложено дружить одновременно со всеми «большими» (то есть самим Китаем, а также с США, Россией, Индией и Японией), не делая между ними выбора.
Главной проблемой АТР названа ядерная программа КНДР, на втором месте – развитие американской системы ПРО (предполагаемое размещение в Республике Корея и Японии системы ТНААD), которую в Пекине считают избыточной для отражения северокорейской угрозы и видят угрозу для себя. Затем идут территориальные проблемы, включая раздел Южно-Китайского моря, причем в данном контексте ни одна страна в качестве оппонента Китая прямо не названа.
Наиболее важными для КНР международными организациями в АТР названы АСЕАН и разнообразные форматы вокруг нее, а также АТЭС. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) находится в конце списка. Весьма примечательно, что в рамках борьбы против «трех зол» (терроризм, экстремизм, сепаратизм – эта триада повторяется в китайских официальных документах как заклинание) подробно описывается только что созданный четырехсторонний антитеррористический механизм Китай–Пакистан–Афганистан–Таджикистан, но даже не упомянута антитеррористическая структура ШОС с ее ежегодными учениями «Мирная миссия».
В целом ничего неожиданного и удивительного в документе нет. Интереснее всего сам факт его появления, означающий, что Китай все больше отходит от завета Дэн Сяопина «не высовываться» и все больше претендует на собственную роль в глобальной политике.
Отношения с Вашингтоном всегда были для Пекина главными, обсуждаемый документ лишь подтвердил это. Приход в Белый дом Трампа вызывает в Китае большую тревогу, но начинать конфликт первым он не собирается, оставляя эту возможность новому американскому президенту. При этом нельзя не отметить, что гигантский объем взаимной торговли является очень мощным препятствием для любого по-настоящему серьезного конфликта между Пекином и Вашингтоном.
Также документ подтвердил, что отношения с Москвой являются для Пекина «дипломатическим приоритетом». Именно дипломатическим, а не политическим и тем более не экономическим. Демагогия «стратегического партнерства» нужна обеим странам для того, чтобы пускать пыль в глаза остальному миру, никакого практического содержания под «партнерством» нет. Пекин уже четверть века постоянно напоминает о том, что отношения с Россией не носят характера союза и не направлены против третьих стран. Что касается «стратегического партнерства», то таковое у Китая провозглашено более чем со 100 странами, включая, например, США, Японию и Украину, поэтому в «партнерстве» с Россией нет даже намека на эксклюзивность. Ее второе место в указанном документе – отражение общего геополитического веса России в мире, а отнюдь не ее «особых» отношений с Китаем.
Вполне ожидаемо и то, что главной азиатской проблемой Пекин считает действия КНДР. Его отношения с Пхеньяном давно и очень сильно испортились, поскольку Северная Корея отказывается быть марионеткой КНР, а Пекину нужно именно это. В последние два года очень явно просматривается американо-китайский сговор, направленный на экономическое удушение КНДР, после чего Вашингтон и Пекин развернут борьбу за «пхеньянское наследство». У Пекина шансов в такой борьбе гораздо больше, другое дело, что КНДР намного устойчивее, чем это кажется извне.
Подтвердил документ и то, что действия Пекина в Центральной Азии не только не согласовываются с Москвой, но прямо конкурируют с российскими действиями как в политике, так и в экономике. В частности, любому объективному наблюдателю прекрасно понятно, что ежегодные «Мирные миссии» (как двусторонние российско-китайские, так и многосторонние в рамках ШОС) носят характер политического и пропагандистского ритуала, а не подготовки к реальным совместным действиям против терроризма. Кто-то может себе представить, что Китай для борьбы с терроризмом в СУАР позовет на помощь российские войска, а Казахстан пригласит на свою территорию части НОАК? И то и другое абсолютно исключено. Настоящий стратегический союз у Пекина имеется в данном регионе с Исламабадом, к этому союзу Китай всячески стремится «подтянуть» Афганистан и страны Центральной Азии, начиная с самых слабых и удаленных от России, поэтому наиболее «податливых» Таджикистана и Киргизии.
В последние три года Москва не получила от Пекина ни малейшей поддержки по наиболее принципиальным для себя вопросам (Крым, Украина, Сирия). С другой стороны, Россия занимает подчеркнуто нейтральную позицию по спорам Китая с Японией и странами АСЕАН за острова и акватории Восточно-Китайского и Южно-Китайского моря (учения «Морское взаимодействие – 2016» толковать как поддержку Россией китайской позиции абсолютно неправомерно). Как было сказано выше, «стратегическое партнерство» существует для внешней аудитории. Китай играет в свою игру, и по мере роста его комплексной государственной мощи ему все меньше будет нужна даже видимость не существующих в реальности союзов. Его игра будет все более сильной и, главное, совершенно независимой. При этом у других стран Пекин понимает и уважает только одно качество – силу. Что также подтвердил обсуждаемый в данной статье документ – в нем упомянуты не те, кого Пекин считает друзьями, а те, в ком он видит реальную силу. Остальным надлежит лишь послушно следовать китайским рекомендациям.