Главным вопросом остается, кто из повстанцев приедет в Астану. Фото Reuters
Участники встречи по Сирии, которая должна состояться в Казахстане 23 января, будут общаться друг с другом напрямую, а не через посредников, как это было на переговорах в Женеве. При этом в диалоге со стороны оппозиции примут участие исключительно представители вооруженных группировок, согласившихся на перемирие. Об этом сообщил «НГ» руководитель оппозиционного «Народного фронта за перемены и освобождение» Кадри Джамиль, который ранее занимал пост вице-премьера Сирии. Эксперты полагают, что у такого формата переговоров есть перспективы.
«Будут присутствовать только представители военных формирований и представители режима, – заявил Джамиль, комментируя готовящиеся в Астане переговоры. – По моим сведениям, из политиков разных платформ, которые работали в Женеве, там никого не будет». Оппозиционер подчеркнул, что участниками переговоров станут только те вооруженные фракции оппозиции, которые подписали документ о «режиме тишины». «Будет считаться, что тот, кто не присутствует на переговорах, подрывает политический процесс и сидит в одном окопе с «Джебхат ан-Нусрой» (запрещена в России. – «НГ»). Он получит то, что должен получить», – резюмировал Джамиль.
Неделей ранее некоторые вооруженные группировки выразили намерение заморозить переговорный процесс, но собеседник «НГ» обратил внимание на то, что их обещания разошлись с делом. «Они угрожали, что остановят подготовку к встрече в Астане, – поясняет Джамиль. – Но они ни слова не сказали, что не поедут на сами переговоры. Понимаете разницу? Тем более сейчас они ведут подготовку. Никакой заморозки нет».
В самом деле, 11 января между представителями России, Турции и делегатами от вооруженной оппозиции прошла встреча в Анкаре, которая была посвящена вопросам урегулирования. Также там присутствовали члены крупных политических фракций оппозиции.
Российская сторона, в свою очередь, продолжает активную подготовку к казахстанской межсирийской конференции. Так, министр иностранных дел России Сергей Лавров провел телефонный разговор со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу. Специальный представитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, замглавы МИД РФ Михаил Богданов принял группу сирийских оппозиционеров во главе с бывшими генералами сирийских вооруженных сил Мустафой Шейхом и Халедом Халяби.
Эксперты полагают, что существенным минусом формата переговоров станет то, что на них не приглашены представители монархий Персидского залива. Другим негативным фактором может стать недоверие сирийской оппозиции к Асаду. «Есть опасность, что те группировки, которые не будут включены в процесс переговоров, будут объявлены террористами, – пояснил «НГ» руководитель отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития Антон Мардасов. – У западных аналитиков есть процент недоверия, что Дамаск не воспользуется режимом перемирия и не пойдет на Идлиб. Ситуация остается непонятной».
Однако аналитик смотрит оптимистично на перспективы казахстанской конференции. «Даже если там будут представлены Свободная сирийская армия (ССА) и «Джейш аль-Ислам» или «Ахрар аш-Шам», то все равно обстановка в Сирии сильно поменялась по сравнению с тем, что было, когда заключалось перемирие между США и Россией в феврале, – отметил Мардасов. – В среде оппозиции наметилось отмежевание. Если мы внимательно последим, то бойцы ССА под Дамаском атакуют «Исламское государство» (запрещено в России. – «НГ»), а «Ахрар аш-Шам», несмотря на свою раздробленность, продолжает столкновения с «Ан-Нусрой» в Идлибе. Те представители умеренной оппозиции, которые выводились из анклавов в Идлиб, создавали перевес над радикальными исламистами. Этот процесс идет уже несколько месяцев, просто широко не афишируется».