Теракт в Ницце показал готовность террористов использовать для убийств любые средства. Фото Reuters
В уходящем году Франция в третий раз столкнулась с масштабным терактом, совершенным исламскими радикалами. Трагедия произошла в курортной Ницце, когда 31-летний выходец из Туниса Мохаммед Бухлель протаранил толпу пешеходов на набережной во время празднования Дня Бастилии. В результате погибли 86 человек. Инцидент стал терактом «нового типа» и свидетельством того, что джихадисты все чаще используют для убийства любые доступные средства. На этот раз орудием стал обычный грузовик.
Террористическая акция Бухлеля, который симпатизировал исламистским идеям, подогрела дискуссии о том, сколько потенциальных террористов проживает в Европе, и в частности во Франции. Как отмечал в связи с трагедией французский еженедельник Express, примерно 10% террористов, имеющих французское происхождение, были уроженцами Приморских Альп. Уровень радикализации в этом регионе достиг такого предела, что нередко у местных жителей, исповедующих ислам, можно найти дома портрет «террориста номер один» Усамы бен Ладена.
Очевидно, в Ницце Франция столкнулась с терактом «нового типа». Об этом заявил занимавший в то время пост главы МВД, а с декабря премьер-министр Бернар Казнев. По его мнению, особенность нападения в курортном городе заключается в том, что оно совершено человеком, который не ездил в горячие точки, где ведет войну «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ), и не проходил там тренировок. Более того, свидетельства людей, знавших Бухлеля лично, указывали на то, что террорист не был чужд тем развлечениям, которые запрещает шариат. «Все, что я знаю, это то, что он не имел ничего схожего с исламистами, с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ. – «НГ») или ИГ, – говорил журналистам один из соседей Бухлеля. – Этот парень выпивал, курил, подворовывал. Он разошелся с женой, жил один. Всегда передвигался на велосипеде, ездил на пляж, как все, курил гашиш».
В связи с инцидентом в Ницце пресса стала активно использовать термин «молниеносная радикализация». «Случай Мохаммеда Бухлеля открывает новую эру: «молниеносная радикализация» возможна. К исламистам, которые скрываются, угрожая жизни «неверных», и которые ревностны к религии по определению, теперь добавился употребляющий алкоголь мусульманин, который становится джихадистом всего за несколько дней», – отмечал Express в своей редакционной статье.
По словам аналитиков, ранее ИГ распространило «инструкцию» для своих последователей, в которой содержалась рекомендация совершать акции мести против «неверных» с использованием любых подручных средств. В этом контексте идеологи террористической организации упоминали и автомобили, что, вероятно, сыграло роль в Ницце, а позже, в декабре, и в Берлине, когда тунисец Анис Амри протаранил толпу на рождественском базаре. Свыше десятка человек стали жертвами трагедии, сам террорист, симпатизирующий ИГ, был ликвидирован в Милане.