Фото агенства городских новостей "Москва"
Случилась трагедия. В катастрофе самолета Минобороны Ту-154 погибли 92 человека – экипаж, военнослужащие, журналисты, федеральные деятели. Большая часть пассажиров – артисты Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова. Любимцы россиян, прославленные на весь мир. Пели и плясали для королей, президентов, премьеров и публики на всех континентах.
Безусловно, каждый погибший достоин памяти. Остановлюсь же на александровцах.
В последние годы Ансамбль Александрова часто давал концерты в Польше. Так получилось, что во время работы в этой стране корреспондентом «Московских новостей» на моих глазах рождалась и проявлялась любовь поляков к российским артистам в военной форме. А это было совсем непросто.
Лет 15 назад расклеенные по Варшаве афиши возвестили, что после многолетнего перерыва во Дворце науки и культуры, подаренной Советским Союзом высотке, состоится концерт Ансамбля им. Александрова. Пусть и один, но зато в зале на более 3 тыс. мест. Gazeta Wyborcza анонсировала выступление язвительно: «В 1993 году Российская армия вышла из Польши, но теперь возвращается через концертные двери». Похоже, что это послужило только катализатором для зрителей, которые в мгновение ока раскупили билеты. Желающих попасть на концерт было так много, что организаторам пришлось устраивать второй, который также прошел с аншлагом.
Молва об успехе армейских артистов разошлась по всей Польше. Поэтому запланированное на будущее турне охватило помимо Варшавы еще два десятка городов. Билет на концерт Хора Александрова приравнивался к самым значительным подаркам.
Приведу, как говорится, случай из практики. Приехал я в Краков к Станиславу Лему за очередным интервью. Сидим, беседуем при включенном диктофоне. Вдруг знаменитый писатель, философ и футуролог замирает, а потом как будто ни с того ни с чего говорит: «Послушайте, что я вам скажу. Вчера в полночь вернулась моя жена из Варшавы. Была на концерте Хора Александрова. Привезли два диска. И мы до рассвета пели…» И Лем запевает: «Полюшко-поле, полюшко, широко поле,/ Едут по полю герои,/ Эх, да Красной армии герои!» Ничего не оставалось, как подпевать.
Потом стало известно, что «Полюшко-поле» и «Смуглянка» в исполнении Хора Александрова любимы еще одним знаменитым поляком – папой Римским Иоанном Павлом II. Это был октябрь 2004 года. Понтифик отмечал 26-ю годовщину восшествия на Святой престол и по этому случаю пригласил в Ватикан Ансамбль Александрова. Эта некруглая дата была очень важной: Иоанн Павел II становился третьим в истории первосвященником по продолжительности служения на этом посту. Папа знал, кого приглашал: еще в 1970-е, когда он был кардиналом Каролем Войтылой в Кракове, ансамбль приезжал туда с гастролями. И теперь он, уже будучи главой Римской католической церкви, не смог сдержать восхищения: «Сегодня эта музыка, песни и танцы раскрыли перед нами открытую русскую душу и благородный характер русского народа».
Однако в Польшу пришли иные времена. И подобные высказывания выжигаются каленым железом, от кого бы они ни исходили. В ход пошли совершенно другие характеристики артистов прославленного ансамбля, которых особо рьяные русофобы стали называть оккупантами на свободных польских сценах.
Еще совсем недавно – в 2010 и 2012 годах – Хор Александрова собирал полные залы многих польских городов. Помню потрясший всех концерт в огромном зале упомянутой высотки в центре Варшавы. В нем тогда принимал участие Иосиф Кобзон. В репертуаре хора уже появилось несколько популярных песен на польском языке вроде «Гей, соколы!» или «Брюнетки, блондинки…» Но кульминацией всегда было исполнение песни «Красные маки на Монте-Кассино», посвященной штурму монастыря силами Второго польского корпуса. Песня, написанная польским поэтом Феликсом Конарским, пользуется чрезвычайной популярностью, поскольку является гимном польским солдатам, воевавшим и погибшим в Италии в 1944-м. И надо было видеть, как с Хором Александрова на сцене сливается трехтысячный хор стоящего со слезами на глазах зрительного зала…
И вот 2015 год, объявленный ранее Годом России в Польше и Годом Польши в России. Этот мегапроект был отменен польской стороной, но гастроли Ансамбля Александрова в 13 городах, намеченные на ноябрь–декабрь, организаторы, среди которых был и Российско-польский центр диалога и согласия, отменять и не думали.
До Польши докатилась волна протестов из Прибалтики. Литва не дала согласия на концерт по «идеологическим причинам». В Латвии представители Минкульта нашли в программе концерта элементы, содержащие «призывы к разжиганию вражды и насилия». В Польше тут же возникла группа, которая в соцсетях объявила кампанию «Отменить концерты хора армии Путина в Польше». «В марте нам удалось добиться отмены лекции российского посла Андреева в Ягеллонском университете, в апреле мы остановили рейд «Ночных волков», справимся и с Хором им. Александрова. Беремся за дело!» – вещали противники выступлений. «Дело» поддержала Rzeczpospolita, опубликовавшая интервью известного политолога и дипломата, который заявил, что «Хор Александрова – это реликт сталинской массовой культуры», а «интерес к хору связан с недостатком знаний, а также политической и культурной образованности в Польше».
На этом «дело» и сдулось. А на угрозы «сорвать концерты грохотом кастрюль» ответ во всех городах, где, как всегда, с успехом и при переполненных залах выступили александровцы, был один – бурные несмолкаемые аплодисменты.
Варшава–Москва