В беседе с Путиным Назарбаев подтвердил готовность принять переговоры по Сирии. Фото с сайта www.kremlin.ru
Казахстан примет межсирийские переговоры в начале следующего года. Это в ходе беседы с российским президентом Владимиром Путиным в Санкт-Петербурге подтвердил его коллега Нурсултан Назарбаев. Причем организаторами и кураторами встречи между представителями Дамаска и сирийской оппозицией выступили власти не только России, но Турции и Ирана.
«В ходе недавней встречи в Москве с моими коллегами из Ирана и Турции одобрено совместное заявление, в котором подтверждена готовность наших стран способствовать выработке и стать гарантами будущего соглашения между правительством Сирии и оппозицией, переговоры о котором ведутся», – заявил глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью Интерфаксу.
По мнению главы российской дипломатии, на вопрос о будущем государственном укладе Сирии должны ответить жители этой страны. «Мы последовательные сторонники сохранения суверенитета, независимости и территориальной целостности Сирии. Неизменно выступаем за то, чтобы Сирийская Арабская Республика оставалась единым, многоэтническим, многоконфессиональным, демократическим и светским государством», – заметил Лавров.
По информации агентства, встреча должна состояться не ранее второй половины января. Контуры соглашения между Дамаском и оппозицией определяются. «Речь идет о том, что умеренная вооруженная оппозиция договаривается с правительством и вводится новый режим прекращения боевых действий», – сообщил информированный источник Интерфакса о сути возможных соглашений между враждующими сторонами. По его словам, Иран, Турция и Россия будут выступать гарантами выполнения этих договоренностей «на земле». «В Сирии очень много иранских частей, присутствует «Хезболла», Иран отвечает за них, – заявил собеседник агентства. – Вовлеченность в эти переговоры сирийской вооруженной оппозиции, которая ориентируется на Турцию, также имеет значение. Получается, что через это влияние, если какое-то соглашение будет достигнуто по итогам встречи, будет контролироваться его выполнение».
Эксперты отмечают, что сам факт проведения межсирийской конференции в Казахстане – значительный шаг в вопросе урегулирования ситуации. «Крайне важно, что привлечены силы, которые реально участвуют в сирийских событиях и способны оказать воздействие на развитие ситуации в целом, – отметил в разговоре с «НГ» старший научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова Виктор Надеин-Раевский. – Без участия Турции проблема выхода на оппозицию была крайне сложной. Американцы проявили себя как сторона, не имеющая влияния на ту самую оппозицию. Все переговоры с ними закончились ничем. Они постоянно меняли тему и отказывались от своих предложений, заводили весь процесс в тупик. Выход на Турцию позволил решить проблему Алеппо. Турция контролирует Свободную сирийскую армию (ССА), на турецкой территории проходили попытки сплочения всей сирийской оппозиции. Да, они были неудачными, но факт в том, что Турция имеет с ней контакты. Кроме того, турецкие спецназовцы нередко участвовали в конфликте на стороне туркоманов и ССА».
По мнению эксперта, участие Турции сможет смягчить риторику наиболее жесткой фракции сирийской оппозиции – Высшего комитета по переговорам. «Главное, что поступление вооружения и боевиков происходило со стороны Турции, – заметил Надеин-Раевский. – Да, использовалась территория Ливана, Иордании. Важно прекратить приток добровольцев, а они поступали именно с территории Турции, а также СНГ и арабских стран».
Другой эксперт отмечает, что публично озвученная готовность Ирана и Турции выступить гарантами межсирийских договоренностей говорит в пользу того, что это соглашение будет выполняться. «В итоге три страны фактически нажали кнопку запуска процесса мирного урегулирования сирийского конфликта, – заявил «НГ» ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников. – Никто сейчас не говорит, что Асад должен немедленно уйти. Этот вопрос снят с повестки дня. Осталось только перезапустить политический процесс. Поскольку у наших западных партнеров ничего не получается, три страны взяли на себя роль гарантов. Есть шанс, что с помощью трех стран удастся привлечь другие региональные державы и западных партнеров».
При этом аналитик не исключил преднамеренных военных инцидентов, которые могут подорвать возможное соглашение. «Война есть война, – подчеркнул Сотников. – Каждый день там происходят вещи, которые не добавляют мирному делу заряда. Но поскольку страны на высоком уровне достигли договоренностей и выступают гарантами, то это означает, что они должны приподняться над противоречиями».