Коалиционным силам пришлось замедлить продвижение вглубь Мосула. Фото Reuters
Военная операция по освобождению Мосула от «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) вошла в фазу стагнации. Об этом свидетельствуют слова генерал-лейтенанта американской армии Стивена Таунсенда, который руководит силами международной коалиции в Сирии и Ираке. В интервью Daily Beast военачальник признал, что участники кампании пока взяли короткую передышку. При этом Таунсенд спрогнозировал, что установить полный контроль над двумя «столицами» ИГ и полностью уничтожить его территориальное ядро можно будет только через пару лет.
«Люди должны отдохнуть, – заявил Таунсенд, комментируя паузу в боевых действиях. – Они должны понять, как обстоят дела, потому что все идет не так быстро, как мы думали». В интервью командующий даже сделал реверанс в адрес Сил народной мобилизации (СНМ) – военного объединения, включающего в себя шиитские военные отряды, несмотря на то, что их участие в мосульской операции воспринималось неоднозначно из-за конфессиональных противоречий. «СНМ продвигались вперед быстрее, чем мы ожидали, и проделали неплохую работу», – заявил Таунсенд.
Сколько времени займет сам штурм Мосула, сказать сложно. Однако уже сейчас ясно, что в озвученные ранее временные рамки военная кампания никак не укладывается. Напомним, что взять иракскую «столицу» ИГ под свой контроль к концу 2016 года армия официального Багдада обещала еще в августе. Тем не менее подготовка боевиков ИГ оказалась серьезнее, чем полагали командиры антитеррористической коалиции. По оценке принадлежащего ИГ ресурсу Amaq, в ходе наступательных действий иракская армия, пешмерга и СНМ потеряли уже около 5 тыс. бойцов. Эксперты считают такие цифры вполне реальными.
«Первый этап операции заключался в том, чтобы взять Мосул в кольцо, – напомнил «НГ» руководитель отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития Антон Мардасов. – Шиитские формирования было решено использовать обособленно. Они начали выдвижение с юга, чтобы заблокировать пути транзита боевиков из Сирии в Ирак. Коалиция была создана очень серьезная. Но если мы говорим об ИГ, нужно понимать, что оно воюет не так, как «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в РФ. – «НГ») и другие радикалы. Оно действует мобильными отрядами – по 15–20 человек». Эксперт отмечает, что те кварталы, о взятии которых рапортует иракская армия, так и не освобождены.
«Если посмотреть на карты, то Мосул формально окружен, – пояснил аналитик. – Шиитские формирования отрезали дороги к Ракке, но только на картах. Реально транзит ИГ как был, так и есть. Еще проблема заключается в том, что все бойцы ИГ рассеяны по различным провинциям Ирака. Ячейки группировки есть даже в Багдаде. По подсчетам американцев и различных центров, 15–20 тыс. боевиков находятся вне Мосула, почти что за спиной наступающей группировки войск. Все это создает ситуацию, когда ротационные резервы бросаются на затыкание дыр в других провинциях». Также известно, что ИГ вооружает местное население.
Эксперт предостерег от категоричных оценок в отношении ошибок коалиционных войск, учитывая изощренные военные методы ИГ, и в частности скорость перемещения его мобильных отрядов. «Сейчас главная проблема в том, что все наступающие боятся, – пояснил Мардасов. – Методов борьбы с мобильными отрядами, которые используют смертников в таком количестве и так грамотно, не придумано. Единственный выход – разбомбить местность. Но сплошные бомбардировки чреваты гигантскими потерями среди мирного населения».
При этом эксперт констатирует риск шиитских «чисток» при взятии «столицы» ИГ. «От религиозной вражды между шиитами и суннитами все предпочитают официально дистанцироваться, – отметил он. – Если мы скажем, что между ними ведется война, то это будет преувеличением, но, с другой стороны, в Ираке это все очень сильно обострено. Угрозы есть, и чистки устраиваются, что приводит к пополнению рядов ИГ. Сначала суннитские племена поддерживали ИГ, потому что видели в нем альтернативу. Позже некоторые из них восстали, но процент тех суннитов, которые поддерживают группировку на местном уровне, большой».