Фото Gettyimages
Британская The Sun опубликовала сканы документов с символикой запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГ). В этих файлах на арабском и английском языках записаны адреса и телефоны российских посольств в Азербайджане, Иране, Уганде и ряде других стран, которые могут стать целями террористов.
«Расстрельные списки» российских дипмиссий помечены указанием руководства ИГ начать террор против российских миссий за рубежом. Британская газета отмечает, что «расстрельные списки» появились сразу же после убийства российского посла в Турции Андрея Карлова и теракта в Берлине (ответственность за который взяло на себя ИГ).
«Не скажу, что автор этих файлов – именно ИГ, но точно, что это одна из международных террористических организаций, – сказал «НГ» директор Института востоковедения Национальной академии наук Армении Рубен Сафрастян. – Неслучайно, что угроза террористов российским дипломатам прозвучала день спустя после убийства в Анкаре российского посла Андрея Карлова и несколько дней спустя после обстрела полицейских в Грозном. Карлова убил исламист, ответственность за стрельбу в Грозном взяли на себя террористы из ИГ. Все эти действия направлены против России, которая сегодня играет большую роль в урегулировании ситуации в Сирии, борьбе с ИГ и другими террористическими организациями». По мнению эксперта, появившийся в британских СМИ «расстрельный список» российских посольств – случай, который как нельзя более логично укладывается в общие тенденции, которые сейчас проявились в Сирии и вокруг нее.
По убийству Андрея Карлова появилась новая подробность. Ответственность за теракт взяла на себя запрещенная в РФ террористическая организация «Джейш аль-Фатх» («Армия завоевания», поглотившая в марте 2015 года запрещенную в РФ «Джебхат ан-Нусру»). Когда осенью с.г. сирийско-иранская коалиция при поддержке российских ВКС начала операцию по освобождению Алеппо от террористов, в западном политикуме пошла тенденция к причислению «Джейш аль Фатх» к «умеренным» сирийским оппозиционерам – борцам за «свободную демократическую Сирию».
«Когда Россия начинала военные действия против ИГ, мы, американцы и европейцы, ставили также задачу уничтожить вместе с ИГ «Джебхат ан-Нусру» и других террористов, – сказал «НГ» российский арабист Вячеслав Матузов. – Это совместное решение было закреплено в резолюции Совета Безопасности ООН. Появившиеся год спустя после этого сканы игиловских «расстрельных списков» российских посольств, как и убийство в Анкаре нашего посла, – явления, к которым рано или поздно надо было приготовиться». Как говорит эксперт, в игиловских файлах с адресами российских посольств в разных странах нет ничего экстраординарного. «Благодаря Интернету можно найти адрес любого посольства, телефоны дипломатов. Главное – не факт публикации списков, а то, что посольства РФ должны работать в режиме правил повышенной безопасности. У нас есть богатейший опыт по сохранению безопасности нашего дипломатического состава. Наши дипломаты в свое время проходили гражданскую войну в Ливане, Афганистане, Ираке, Сирии. Думаю, что угрозы ИГ нашим дипломатам – это еще и реакция на то, что после убийства Карлова МИД России вплотную занялся охраной своих работников».
Высказывая рекомендации по реагированию на угрозы ИГ в отношении российских дипломатов, Матузов рассказал «НГ» о том, как в 1970-х годах работал в посольстве СССР в Ливане. «Дипломату нельзя было ездить по стране, не продумав и не согласовав маршрута, не предусмотрев возможные варианты развития событий. Всегда было опасение, что будут нападения на дипломатов, захваты их в заложники, попытки убийства. В советские годы к безопасности дипкорпуса относились бдительно. Но сейчас, как вижу, этот важнейший аспект подчинили общей для России политике экономии бюджетных средств, сокращения персонала и расходов посольств. Сокращать, может, и надо, но не за счет вопросов безопасности».