В память об Андрее Карлове люди несут цветы к зданию МИД РФ на Смоленской площади. Фото РИА Новости
Убитый в Анкаре российский посол Андрей Карлов вел переговоры с представителями сирийской оппозиции и налаживал диалог между ее членами. Об этом сообщила, выступая на «России 1», официальный представитель МИД РФ Мария Захарова. «Это придает этой трагедии совершенно иное измерение», – подчеркнула дипломат. Вероятно, версия, что убийство Карлова было организовано некоторыми фракциями сирийской оппозиции, недовольными победой Дамаска в Алеппо, остается на первом плане. Последствия этого жестокого преступления опасны как для Турции, так и для России, полагают эксперты.
Трагедия, разыгравшаяся на выставке в Анкаре, не заставила Россию, Турцию и Иран отменить намеченные на вторник переговоры о судьбе Сирии. Официальную встречу в особняке МИДа министры иностранных дел трех стран начали с возложения цветов к портрету Карлова. Главы внешнеполитических ведомств России и Турции сошлись во мнении, что теракт в Анкаре нацелен на подрыв отношений двух государств, которые за последнее время нашли понимание по Сирии и даже согласовали вывод оппозиционных боевиков и гражданского населения из Алеппо. «Как России, так и Турции хорошо известно, что основная цель нападавших – нанести ущерб российско-турецким отношениям и скомпрометировать те успехи, которые мы с вами совместно достигли в последнее время», – заявил глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу на переговорах с главой российской дипломатии Сергеем Лавровым.
В совместном заявлении глав МИД РФ, Турции и Ирана говорится о необходимости прекращения боевых действий между повстанцами и официальным Дамаском.
«Иран, Россия и Турция выражают готовность способствовать выработке готовящегося соглашения между правительством Сирии и оппозицией и стать его гарантом», – в то же время сообщил Лавров на итоговой пресс-конференции в Москве. По его словам, нынешний формат переговоров – это не попытка «бросить тень» на другие форматы. «Это констатация факта: на сегодняшний день формат «тройки» Иран–Россия–Турция практическими делами показывает свою востребованность», – подчеркнул глава российского дипведомства.
Делегация России, уполномоченная расследовать дело об убийстве Карлова, уже прибыла в Турцию, сообщает Hurriyet Daily News. По словам источника Reuters в местных спецслужбах, турецкие силовики, помимо прочего, сфокусировались на версии о причастности к преступлению беглого проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого Анкара обвиняет в попытке государственного переворота 15–16 июля. При этом в Турции сомневаются в возможной связи совершившего нападение Мевлюта Мерта Алтынташа с сирийскими боевиками. «По предварительным данным, он не ездил в Сирию, и очень маловероятно, что он был в контакте с сирийскими группировками», – заявил в интервью Al-Jazeera зампредседателя комитета по международных делам в турецком парламенте Кани Торунь. По словам парламентария, в турецкой полиции, где служил убийца Карлова, остаются сторонники Гюлена.
Сам Алтынташ во время теракта кричал о возмездии за восточный Алеппо. «Мы умираем в Алеппо, а ты умрешь здесь», – воскликнул убийца в ходе нападения. Также Алтынташ неоднократно произносил фразу «Аллах акбар». Как отмечает Hurriyet, риторика убийцы была близка к той, которую часто демонстрирует «Джебхат Фатах аш-Шам» (бывшая «ан-Нусра», запрещена в России). О том, что в убийстве Карлова могут быть виновны «такфирские» (обычно этим термином лояльные Дамаску силы обозначают всех суннитских боевиков) группировки из Сирии, заявил официальный представитель иранского МИДа Бахрам Касеми. «Они используют жестокие методы с целью создать конфликт между странами и нестабильность в регионе», – цитирует агентство Tasnim заявление дипломата.
Главы МИД Ирана, России и Турции заявили о необходимости
начать политическое урегулирование в Сирии. Фото Reuters |
«Все версии имеют право существовать, – заявил «НГ» экс-посол России в Саудовской Аравии Андрей Бакланов, напомнив, что убийство Карлова произошло на фоне нормализации российско-турецких отношений и начала тесного взаимодействия двух стран по выводу боевиков из Алеппо. – Все это, несомненно, взаимосвязано. Как бы долго ни готовилось преступление, его подготовка предполагает выбор цели и времени. След боевиков тут просматривается. Виден и конкретный повод – новый климат во взаимодействии на антитеррористическом направлении, который в последнее время установился в наших отношениях с Турцией».
Турецкие аналитики также не исключают близости Алтынташа к сирийским боевикам. «Он мог быть связан с «ан-Нусрой» или оппозиционными группами, которых Турция раньше поддерживала, – пояснил «НГ» турецкий эксперт по евразийской политике, кандидат политических наук Керим Хас. – Сейчас эта поддержка уменьшилась. Это могли быть различные формирования, которые недовольны действиями России в Сирии. Но детальной информации о его принадлежности к какой-то организации нет».
Волноваться о судьбе российско-турецких отношений не стоит, полагает аналитик. «Обе стороны придерживаются того мнения, что это общая угроза, и надо реагировать совместными силами, – отметил Хас. – Думаю, этот теракт не будет негативно влиять на двусторонние отношения. Что очень важно, в прошлом году 24 ноября (в этот день турецкая сторона сбила российский Су-24. – «НГ») была запланирована встреча с главами МИДов обеих стран, и тогда российская сторона отменила визит в Турцию, а сейчас трехсторонняя встреча в Москве не была отменена».
Эксперт отмечает, что на фоне убийства российского посла Турция не станет препятствовать возможной операции лояльных Дамаску сил в сирийском Идлибе, который остается под контролем повстанческих и отчасти террористических формирований. «Наверное, сейчас будет поднят вопрос об Идлибе, – предположил Хас. – Возможно, там Россия и Турция будут сотрудничать». Но в то же время аналитик полагает, что ситуация с убийством посла притормозит введение Россией безвизового режима для турецких граждан. «Сейчас стоит вопрос о безопасности в Турции, и это будет влиять на решение России об отмене виз», – отмечает Хас.
Иного мнения о готовности Турции поддержать возможную операцию в Идлибе придерживается профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ Григорий Косач. «Более серьезное обстоятельство – не то, кто убил, не то, кто с кем связан, а то, что будет делать Россия в этой ситуации, – заявил «НГ» аналитик. – Насколько я понимаю, встреча министров – нашего, иранского и турецкого – была посвящена важной проблеме: как сделать так, чтобы в Сирии наступило спокойствие на некоторое время, как сдержать действия Асада и как сделать так, чтобы иранцы не подталкивали его к дальнейшему развитию наступления. Но в этой связи убийство российского посла в Анкаре может повлечь действия России, которые будут отходить от долгосрочного курса на политическое урегулирование в Сирии». По мнению Косача, это грозит новым осложнением российско-турецких отношений. «Турция стремится к смягчению последствий этого убийства, но она не будет закрывать глаза на дальнейшее втягивание России в военную ситуацию в Сирии», – заключил аналитик.