Рекс Тиллерсон – загадка для дипломатического сообщества. Фото Reuters
Для Рекса Тиллерсона, возможного государственного секретаря США, отношения с Пекином будут одной из самых деликатных проблем. Но по крайней мере с одним ее элементом – раздорами в Южно-Китайском море – он знаком не понаслышке. Возглавляя корпорацию Exxon Mobil, бизнесмен подписал с Вьетнамом соглашение о разведке газа, которое вызвало гнев Китая. После этого американский гигант предпочел не идти ему наперекор. Между тем, по словам эксперта, эта тема затрагивает и Россию, которая добывает нефть на шельфе Вьетнама.
Некоторые участки, доставшиеся Exxon Mobil, простираются на акватории, на которые претендуют и Ханой, и Пекин. Ряд других нефтяных компаний, боясь разозлить Китай, ушли с богатых месторождений.
Тем не менее, согласно информации WikiLeaks, в 2009 году Exxon Mobil подписал контракт на освоение месторождений в Южно-Китайском море с Вьетнамом. Представитель корпорации сообщил вчера Wall Street Journal, что переговоры с Вьетнамом продолжаются. Но они касаются только тех участков моря, вокруг которых нет споров. Ведь США еще в первой половине 1970-х годов, то есть во время войны, вели в этом районе разведку на нефть. А когда коммунисты победили, американцы оттуда ретировались.
А уже после окончания холодной войны атмосферу в Южно-Китайском море стали омрачать взаимные территориальные претензии прибрежных государств. Китай не стеснялся пускать в ход свою мощь, чтобы запугать соседей. В 2014 году китайская буровая установка начала работу в водах, на которые претендует Вьетнам. Пекин и Ханой направили в зону конфликта свои военные корабли. Противостояние около Парасельских островов, к востоку от блоков, которые пытался освоить Exxon Mobil, длилось несколько месяцев.
Россия в годы освободительной войны против США была верным союзником Вьетнама. Однако геополитическая обстановка изменилась. Ныне китайско-вьетнамские разногласия затрагивают и интересы нашей страны.
В беседе с «НГ» руководитель Центра изучения Вьетнама и АСЕАН Института Дальнего Востока РАН Владимир Мазырин сказал, что от России главной компанией в сфере добычи нефти и газа во Вьетнаме является совместное предприятие «Зарубежнефти» и «ПетроВьетнама» – корпорация «Вьетсовпетро». Она работает с 1980 года. Добыто за это время более 20 млн т нефти. Компания работает на самых богатых месторождениях континентального шельфа южной части Вьетнама. По последним оценкам, эти месторождения скоро будут исчерпаны. Поэтому стоит вопрос о переходе на новые поля и выяснении, насколько они перспективны.
Но в целом «Вьетсовпетро» работает эффективно и считается одной из крупнейших нефтегазовых компаний Юго-Восточной Азии. Компания очень выгодна для российского бюджета: по имеющимся сведениям, ежегодно она приносит порядка полумиллиарда долларов.
По словам Мазырина, недавно к добыче нефти и газа во Вьетнаме подключилась компания «Роснефть». Это стало возможным благодаря покупке активов TNK BP. А та, в свою очередь, получила в наследство от British Petrolеum целый комплекс по добыче на континентальном шельфе южного Вьетнама. Но в основном там речь идет о добыче и переработке газа, производстве удобрений и строительстве электростанций. Следующая компания – «Газпром», у которого тоже есть совместное предприятие по добыче газа.
На вопрос «НГ», ведут ли российские компании работу на территориях, которые Китай считает своими, Мазырин ответил: «Наши утверждают, что не ведут, а китайцы – что ведут. Вопрос тут вот в чем. Китай со своей так называемой девятипунктирной линией «залезает» в эксклюзивные зоны Вьетнама и других стран. Китай-то считает, что это его законное право. На самом деле он нарушает международное право». Китай провозгласил акваторию, находящуюся в пределах этой линии, своей суверенной территорией. Она охватывает более 80% Южно-Китайского моря.