В считанных районах Алеппо повстанцы продолжают оказывать сопротивление. Фото Reuters
Ситуация в Алеппо стала одной из основных тем начавшейся 12 декабря в Брюсселе встречи министров иностранных дел 28 государств Евросоюза. В центре внимания глав дипведомств европейских стран – политическая и гуманитарная ситуация в стране. Пока положение сирийского города продолжает обсуждаться на международном уровне, армия официального Дамаска приближается к победе над повстанческими формированиями, осевшими в восточных кварталах. Вполне очевидно, что следующим после Алеппо станет Идлиб.
Правительственная армия Сирии овладела уже 95% территории Алеппо, сообщил российский Центр примирения враждующих сторон в понедельник, 12 декабря. По его данным, за эти дни из восточных районов вышли около 800 боевиков, которые сложили оружие. Зону боевых действий покинули при этом 13 тыс. мирных жителей. Как сообщает центр, российские военнослужащие продолжают разминирование освобожденных кварталов.
По некоторым данным, продвижение правительственной армии в Алеппо сопровождается арестами среди гражданского населения. Об этом в интервью телеканалу Al-Jazeera призналась одна из мирных жительниц по имени Аиша, чьи родственники пропали во время натиска сил официального Дамаска на восток Алеппо. По ее словам, многие сирийцы, проживавшие в удерживавшихся оппозицией районах, опасаются возмездия со стороны сирийских солдат и шиитских формирований.
Однако есть шанс, что повстанцев и гражданских лиц смогут вывести из оставшихся в осаде районов через специальные коридоры. Как сообщают Financial Times и Reuters со ссылкой на несколько источников в вооруженной оппозиции, повстанцы в Алеппо получили план эвакуации, согласованный Москвой и Вашингтоном. Сама российская сторона отрицает выдвижение такого плана, однако уверяет, что переговоры по решению гуманитарных проблем сирийского города продолжаются.
«То, что сообщается по западным агентствам, не обязательно соответствует действительности, – заявил заместитель министра иностранных дел РФ Сергей Рябков. – Самое главное, что в этой связи необходимо отметить, это то, что мы, Россия, наша группировка в Сирии на протяжении длительного времени предпринимаем все необходимое для того, чтобы создать условия для безопасного выхода из города тех, кто там находится». Камнем преткновения в дискуссии Москвы и Вашингтона остается пункт о прекращении огня.
По мнению аналитиков, повстанцы в осажденных районах могут согласиться на эвакуацию. «У «зеленых» (повстанцы. – «НГ») в отличие от «черных» (джихадисты. – «НГ») не практикуется клятва удерживать город до смерти, – заявил «НГ» руководитель отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития Антон Мардасов. – Но кто остался там из оппозиции, тяжело понять. «Джебхат ан-Нусры» (запрещена в России. – «НГ») было очень мало в восточном Алеппо. Все данные о них были преувеличены ооновцами. Скорее всего их выведут в Идлиб. Но пока есть шанс сопротивляться, они будут работать на «медийность» и свой имидж».
Эксперт предостерегает от того, чтобы связывать наступление «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) на Пальмиру и осаду восточного Алеппо. По его мнению, если бы ИГ хотело отвлечь внимание от Алеппо, то осуществило бы натиск на Пальмиру гораздо раньше. «Вся операция в Алеппо стала возможной благодаря тому, что Турция увела группировки из-под Алеппо, – напомнил Мардасов. – Затем они перетекали в зону на севере Алеппо. Это посеяло раздор внутри оппозиции. Многие обвинили друг друга в предательстве. Сжимание кольца вокруг Алеппо стало возможно благодаря тому, что не было атак ни в Хаме, ни под Алеппо. Сирийцы и шиитские формирования могли запросто сконцентрироваться на осаде».
С точки зрения Мардасова, повстанческие группировки не смогут отвоевать сирийский город назад. «Алеппо нереально отбить, – считает эксперт. – Умеренная оппозиция в личных контактах со мной жаловалась, что не может взять кварталы, потому что их атаки заранее известны. То ли хорошо работала наша разведка, то ли здесь влиял фактор Турции: ее разведка могла передавать нам, откуда будут атаки, но все контрнаступление оппозиции захлебнулось. Учитывая раздор в оппозиции, никакого запуска нового наступления не планируется. Наоборот, сейчас идут разговоры об обороне Идлиба». Впрочем, по мнению собеседника «НГ», наступать на эту провинцию нельзя. «Это приведет к огромному количеству жертв среди мирного населения, – пояснил Мардасов. – Провинция перенаселенная. Очень много суннитов, внутренне перемещенных лиц. Плюс на территории Идлиба действует около 144 местных советов, которые сотрудничают с оппозицией, но дистанцируются от радикальных группировок. Умеренная оппозиция выстроила там свои институты власти».