Генерал Данфорд заявил о смене стратегии борьбы с джихадистами. Фото Reuters
США меняют стратегию борьбы с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в РФ). Об этом объявил председатель объединенного Комитета начальников штабов ВС США генерал Джозеф Данфорд после встречи с переходной командой избранного президента Дональда Трампа. С учетом изменившихся угроз пересмотру действующее руководство Пентагона хочет подвергнуть оборонный бюджет страны на 2018 год. В их числе американские военачальники называют и Россию.
«Мы пересмотрим это, определенно, – заявил Данфорд, комментируя стратегию Америки в Сирии и Ираке во время форума по вопросам национальной обороны, который проходил в президентской библиотеке Рональда Рейгана в Калифорнии. – Избранный президент дал нам понять, что хочет изменений». Данфорд не уточнил, какие именно рекомендации он получил от новоиспеченного главы Белого дома и его приближенных, однако пояснил, что консультации действующего военного руководства США с переходной командой Трампа будут продолжаться несколько недель.
В остальном представители американского оборонного ведомства демонстрируют прежние позиции. Это касается и России. Выступая на том же форуме в Калифорнии, глава Пентагона Эштон Картер заявил, что действия российской стороны по увеличению военного потенциала требуют ответа. «Все, что делают Соединенные Штаты самостоятельно и вместе с НАТО, гарантирует, что мы продолжим противостоять российской агрессии и что мы готовы к длительному соперничеству, – цитирует Би-би-си слова Картера. – Российская агрессия и провокации основаны на ложных амбициях и неуместных обидах». По его словам, Москва заблуждается, если считает, что Вашингтон бросит своих союзников.
При этом во время своего выступления на форуме по вопросам национальной обороны Картер использовал концепцию «пяти угроз». С точки зрения действующего главы Пентагона, безопасности Америки угрожают Россия, Китай, Иран и Северная Корея, а также различные террористические организации. «Наш бюджет, планы, учения, способности, наши действия должны продемонстрировать потенциальным противникам, что если начнется война, мы одержим победу», – отметил Картер, добавив, что эффект сдерживания достигается только тогда, когда есть возможность показать свое военное превосходство. Также он поприветствовал кандидатуру преемника – генерала Джеймса Мэттиса, назвав его своим другом.
На этом посту Картеру еще предстоит совершить турне по странам Европы, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Действующий министр должен выступить перед американскими военнослужащими, дислоцированными за рубежом, и встретиться с военным руководством стран – союзниц Америки – Японии и Великобритании.
В настоящее время представители Пентагона ведут работу над проектом оборонного бюджета на 2018-й финансовый год. Как отмечает Reuters, ведомство пересматривает материальные запросы с учетом изменившихся внешних угроз, одной из которых, если судить по заявлениям высокопоставленных военных, остается Москва. «Россия является угрозой номер один для Соединенных Штатов, – заявила журналистам министр военно-воздушных сил США Дебора Джеймс. – Есть целый ряд угроз, с которыми мы имеем дело, но Россия из-за ядерного аспекта несет более существенные вызовы». Среди пунктов, на которых предлагает сосредоточить внимание Пентагон, противоракетная оборона, кибербезопасность и оружие массового уничтожения. Впрочем, какое место они займут в новом проекте американского военного бюджета, пока не ясно.
О контурах оборонной политики США при Трампе пока говорить сложно, можно лишь делать предположения, как будут выстраиваться отношения избранного президента и номинанта на пост главы Пентагона. «Задача этого ведомства – крепить оборону, в меньшей степени – влиять на внешнюю политику, хотя влияние это есть с учетом того, что американские войска расположены во многих странах мира, – отметил в разговоре с «НГ» директор Центра изучения США им. Рузвельта при МГУ им. М.В. Ломоносова Юрий Рогулев. – Судя по тому, какие назначения делает Трамп, он предпочитает видеть сильных генералов, которые пользуются авторитетом. Я не вижу в назначении Мэттиса ничего опасного для дела мира. Просто потому, что Трамп хочет опереться на тех людей, которые имеют какую-то популярность и какой-то вес. Это кадровый военный, который понимает, что такое приказ».