0
6194
Газета В мире Интернет-версия

02.12.2016 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Генерал Хафтар расширяет зону влияния

Равиль Мустафин

Об авторе: Равиль Зиннатуллович Мустафин – журналист-международник.

Тэги: национальная армия, ливия, халифа хафтар, сергей лавров, оружие, эмбарго


национальная армия, ливия, халифа хафтар, сергей лавров, оружие, эмбарго Фото сайта wikipedia.org

На днях Москву посетил генерал Халифа Хафтар, командующий Ливийской национальной армией (ЛНА), лояльной избранному в 2014 году и базирующемуся в Тобруке ливийскому парламенту. В ходе визита состоялись встречи с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым, специальным представителем президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки заместителем министра иностранных дел Михаилом Богдановым, а также с представителями Министерства обороны. Это был второй в этом году визит генерала Хафтара в российскую столицу. В июне командующий ЛНА встречался с министром обороны РФ Сергеем Шойгу и секретарем Совета безопасности Николаем Патрушевым.

Не секрет, что генерал приезжал за оружием. Оно нужно для борьбы прежде всего против международных террористов из «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ), а на территории Ливии в рядах этой организации воюют, как правило, «пришлые» иностранцы, поскольку практически все местное население, включая даже сторонников «Братьев-мусульман», отвергает идеи «пришлых» джихадистов.

Понятно, что оружия Хафтар не получил по той причине, что сначала нужно отменить эмбарго на его поставки в Ливию, которое действует с 2011 года. Россия, как было отмечено, выполняет все решения Совета Безопасности ООН. Другое дело, Хафтару это оружие вполне могли пообещать, а его люди могли подготовить и оставить в нашем Минобороны что-то вроде предварительной заявки или списка того, что нужно будет поставить в Ливию в случае отмены эмбарго.

Между тем в некоторых западных газетах, в частности в британской Independent, уже появились карты с нанесенной возле ливийского Бенгази военно-воздушной базой, которую Москва якобы может получить в свое пользование по примеру сирийского Хмеймима. Вряд ли Хафтар пойдет на такой шаг в надежде взамен получить российское орудие. Генерал – убежденный противник любого иностранного военного присутствия. Население страны всегда очень трепетно относилось к своему суверенитету. У познавших все прелести итальянской оккупации ливийцев давно сложился чуть ли не комплекс подозрительности вообще к иноземцам. Именно поэтому идеи ИГ сразу же не прижились в Ливии, вызвали отторжение практически у всех ее жителей, даже среди местных исламистов. ИГ для ливийцев – это чужеземцы, тунисцы, другие арабы и неарабы, жители региона Сахеля.

Другая цель визита – заручиться у Москвы поддержкой, добиться признания в качестве единственного претендента на роль лидера страны. Авторитет и влияние России в мире и на Ближнем Востоке растут. Визит Хафтара по времени совпал с впечатляющими успехами сирийских войск, которым удалось освободить от террористов почти половину восточного Алеппо.

За прошедшее после первого визита в Россию время Хафтар укрепил свои позиции как внутри властных структур в Тобруке, так и в стране в целом. В Тобруке некоторые из доверенных лиц генерала сумели занять ключевые посты в палате представителей, играющей роль парламента, и созданном там правительстве. В октябре бойцы Хафтара захватили нефтяные терминалы в «нефтяном треугольнике», отстранили от охраны гвардию и таким образом получили контроль по крайней мере за частью денежных потоков от экспорта нефти.

Что касается международных связей, то до недавнего времени Хафтар опирался практически только на Египет и ОАЭ. Кстати, именно Каир, как считают некоторые СМИ, убедил Тобрук начать контакты с Москвой. Однако уже в октябре представители Хафтара и некоторые министры тобрукского правительства встречались с министрами иностранных дел Франции Эйро и Италии Джентильони и сумели добиться признания Хафтара одним из влиятельных политиков страны.

Хафтар обладает реальной военной силой, пусть и не такой мощной, чтобы быстро освободить страну от ИГ и других экстремистов, принудить фундаменталистскую «вольницу» к миру. Ему удалось добиться контроля над 70% ливийской территории. Хафтар – сторонник светского развития страны.

На другом полюсе власти – в Триполи – правительство Фаиза Сараджа. Оно тоже признано ООН, но в отличие от парламента в Тобруке, который был избран путем голосования, не является таким же легитимным. Во-первых, правительство в Триполи никто не избирал, оно стало результатом усилий Госдепа США и спецпредставителя ООН по Ливии Коблера. Во-вторых, тобрукский парламент это правительство не признал и не утвердил. Власть триполийского правительства, в котором немало умеренных и неумеренных фундаменталистов, ограничена территорией военной базы под Триполи.

Собственными вооруженными силами правительство Сараджа не обладает. Бои, которые до сих пор идут в Сирте, ведут отряды из Мисураты и других западноливийских городов, состоящие в основном из местных исламистов. Начиная с 1 августа их поддерживала американская авиация в основном самолетами Harrier, вертолетами Sea Cobra, а также беспилотниками. Для разведки целей и наведения авиации использовался американский и британский спецназ. Освободив от террористов большую часть Сирта, наступавшие силы застряли в жилых кварталах, будучи не в состоянии выковырять оттуда остатки ИГ. После поражения Хиллари Клинтон в Триполи царят растерянность и уныние. Обещанную в свое время бывшим госсекретарем помощь правительство Фаиза Сараджа скорее всего теперь не дождется.

Россия остается одинаково «вежливой» как с Тобруком и Хафтаром, так и с Триполи, поддерживая контакты и с теми, и с другими. Не случайно в заявлении МИДа для СМИ говорится о том, что «стороны акцентировали важность продолжения инклюзивного межливийского диалога», направленного на обеспечение единства страны. Осторожность Москвы вполне объяснима. Положение в Ливии остается далеким от стабильности. Кроме того, существует опасность осложнить поспешными шагами еще не начавшееся, но возможное взаимодействие по Ливии между Россией и новой американской администрацией. Москва ведет свою тонкую игру. Главное – не «перетончить».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
987
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
623
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
435
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
614

Другие новости