Турецкая бронетехника не двинется дальше севера Сирии, полагают эксперты. Фото Reuters
Россия не стала давать жесткий ответ на выступление президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, в котором он назвал целью турецких сил в Сирии свержение власти в Дамаске. Об этом свидетельствует выступление официального представителя МИД России Марии Захаровой. Она считает, воинственное заявление Эрдогана – результат неверного цитирования.
«В контексте урегулирования сирийского кризиса и в контексте двусторонних отношений с Турцией мы придерживаемся тех договоренностей, которые у нас есть, которые были достигнуты на официальном уровне и непосредственно с руководством Турции», – заявила Захарова, отвечая на вопрос относительно слов турецкого лидера о судьбе его сирийского коллеги Башара Асада.
Представитель дипведомства пояснила, что в рамках этих договоренностей нет ни одного пункта, указывающего на необходимость военного решения сирийского конфликта.
Также Захарова поставила под сомнение, что цитата Эрдогана была дословной. «Это не прямая цитата», – отметила она, добавив, что Россия опирается только на те заявления, которые были сказаны турецкими властями публично. «Мы исходим из имеющихся договоренностей и обязательств государств, а не из тех цитат, которые были неправильно преподнесены или вырваны из контекста», – подчеркнула дипломат.
Заявление Эрдогана станет предметом разговора главы МИД РФ Сергея Лаврова и его турецкого коллеги Мевлюта Чавушоглу в турецкой Аланье. Об этом сообщил заместитель министра иностранных дел России Михаил Богданов. «Будет хорошая тема для прояснения настроений и намерений», – цитирует ТАСС слова дипломата. То, что российская сторона намерена добиться от Анкары каких-либо объяснений, подтвердил и пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков. «Это заявление стало новым. Поэтому перед тем, как делать какие-то суждения, мы рассчитываем на разъяснение этой позиции», – заявил он, добавив, что выступление Эрдогана «диссонирует с нашим пониманием ситуации».
Ранее турецкий президент высказался, что его страна не претендует на сирийские земли. «Мы там для того, чтобы восстановить справедливость и положить конец господству жестокого тирана Асада, который устроил в стране государственный террор», – цитируют РИА Новости главу государства, который выступал на симпозиуме по Иерусалиму в Стамбуле.
«Россия не хочет ссориться с Турцией, – заявил «НГ» политолог Александр Сотниченко, комментируя выступления российских чиновников. – У нас в верхах прекрасно понимают, что адресатом заявления Эрдогана была не Россия, не Сирия и даже не США. Во-первых, оно рассчитано на некие внутренние силы, которые пытаются толкнуть Эрдогана на определенные антироссийские шаги и которые инвестировали огромные деньги в поддержку вооруженной оппозиции. Второй и, может быть, главный адресат – это страны Персидского залива, которые занимают непримиримую позицию по отношению к Сирии». По словам эксперта, аравийские государства недовольны сближением Анкары и Москвы.
Впрочем, аналитик усомнился, что воинственно настроенные элиты в Турции толкнут ее на расширение военного присутствия в Сирии и на борьбу с Асадом. «Это не самая большая часть политической и бизнес-элиты, хотя не исключены провокации, – заявил Сотниченко. – Мы узнаем об этом тогда, когда в результате дальнейшего турецкого наступления в Сирии произойдет соприкосновение фронтов сирийских правительственных войск и Свободной сирийской армии, которая поддерживается Анкарой». Аналитик добавил, что в этом случае не исключены провокации со стороны протурецких сил.
Иного мнения об адресате слов Эрдогана придерживается научный сотрудник Института востоковедения РАН Ильшат Саетов. «В подавляющем большинстве случаев, когда он произносит что-то по-турецки и на территории Турции, это предназначается для внутренней аудитории и не означает, что он будет это внедрять в жизнь, – пояснил «НГ» политолог. – Я не думаю, что он собирается свергать Асада, но ему нужно поддерживать мобилизационный режим, вбрасывать темы для повестки дня». По словам эксперта, если турецкие силы в Сирии и будут увеличены, то только для борьбы с сирийскими курдами.
Саетов считает, что заявления об Асаде находят отклик у жителей Турции. «Турки представляют Асада как врага мусульман-суннитов, считают, что он является военным преступником, – отметил политолог. – Пропаганда там работает достаточно мощно, учитывая, что почти все СМИ находятся под влиянием Эрдогана». Такая риторика хорошо вписывается в представления турецких граждан, заключил Саетов.