Фото Gettyimages
Избранный президент США Дональд Трамп попытался приспособить предвыборные обещания к политическим реалиям. Об этом свидетельствует его двухминутное обращение к американцам, в котором он рассказал о планах на первые 100 дней своего президентства. Главным принципом новой политики Вашингтона станет лозунг «Америка прежде всего».
Трамп подтвердил намерение отойти от Транстихоокеанского партнерства (ТТП), которое было согласовано 12 странами, включая США. «Что касается торговли, я собираюсь выпустить уведомление о намерении отказаться от ТТП, которое станет потенциальной катастрофой для нашей страны, – заявил политик. – Вместо этого мы рассмотрим справедливые двусторонние торговые сделки, которые принесут рабочие места и вернут промышленность в американское русло».
Также избранный президент пообещал снять экологические ограничения на американское энергопроизводство, включая добычу сланцевых углеводородов и чистого угля, что ярко говорит о его нежелании соблюдать Парижские соглашения по климату. «Это то, что мы хотим, и то, чего мы так долго ждали», – заявил Трамп, подчеркнув, что такие меры создадут миллионы рабочих мест в Соединенных Штатах.
Республиканец не обошел вниманием и тему кибербезопасности. «Я попрошу Министерство обороны и главу Объединенного комитета начальников штабов разработать комплексный план по защите жизненно важной инфраструктуры Америки от кибератак, а также от нападений другого вида». Что касается иммиграции, то Трамп пообещал, что Министерство труда будет расследовать все визовые нарушения.
Новоиспеченный глава Белого дома также подтвердил готовность бороться с лоббистскими организациями в администрации. «Мы введем пятилетний запрет для чиновников исполнительной власти, которые становятся лоббистами после того, как они покидают администрацию президента, и пожизненный запрет для должностных лиц, которые занимаются лоббированием от имени иностранного государства», – пригрозил политик.
Состав будущей администрации пока остается загадкой. В Нью-Йорке Трамп провел встречу с теми политиками, кто надеется получить место в будущей президентской команде: губернатором от Оклахомы Мэри Феллин, конгрессменом от Демократической партии Тулси Габбард и губернатором Техаса Риком Перри. Никаких заявлений о новых назначениях сделано не было, однако телеканал ABC со ссылкой на источники сообщил, что Габбард могут отдать пост госсекретаря. Во время встречи с избранным президентом она произвела на него хорошее впечатление, отмечает ABC.
Другим громким событием наряду со «стодневным планом» Трампа стал его твит, посвященный лидеру британской Партии независимости (UKIP) Найджелу Фараджу. «Многие хотели бы, чтобы Фарадж представлял интересы Великобритании в ее посольстве в США, – сообщил своим подписчикам республиканец. – Он свершил бы великие дела». Напомним, что этот евроскептик стал первым британским политиком, с которым встретился Трамп после выборов.
Сам лидер UKIP заявил изданию Independent, что заявление Трампа было для него «громом среди ясного неба» и что он «очень польщен». Но, по его словам, он не подошел бы на роль дипломата. «Это было бы ненормальное развитие событий», – резюмировал Фарадж в разговоре с журналистами. Представитель Даунинг-стрит, в свою очередь, заявил, что на должность британского посла «вакансий нет» и что у королевства уже есть «отличный посол в Соединенных Штатах».
«Цели, которые обозначил Трамп, – это попытка ввести свою широкую протестную повестку в рамки системы, в которой ему теперь придется действовать, – пояснила «НГ» старший научный сотрудник сектора внешней и внутренней политики США ИМЭМО РАН Виктория Журавлева. – Совершенно очевидно, что он отсек те популистские задачи, которые не имеют шансов на реализацию, – например прекращение реформы здравоохранения или построение стены в Мексике, но оставил те, которые действительно имеют шанс на реализацию. Например, приостановка ратификации ТТП – решаемая задача, с учетом того что партнерство еще не запущено, а республиканский конгресс относится неоднозначно к его реализации». По словам эксперта, Трамп точно сможет внести какие-то корректировки в соглашение о ТТП до конца первого срока.
Также выполнимой кажется задача по снятию ограничений на энергопроизводство. «Предложение Трампа соответствует повестке Республиканской партии, – отметила Журавлева. – Оно работает не только на электорат Трампа, которому он пообещал рабочие места, но и на крупный бизнес, который заинтересован в этом шаге. Эти предприниматели являются основной поддержкой Республиканской партии».
Тем не менее инициативы Трампа в энергетике аналитик назвала опасными для России. «В долгосрочной перспективе этот шаг приведет к изменению мирового энергетического рынка и повышению конкуренции, – считает Журавлева. – Для России это серьезный вызов. Очевидно, что США ставят целью выйти на энергетический рынок полноправным игроком. Одна из их целей – обеспечение независимости европейских партнеров за счет американских энергетических ресурсов. Это для России, конечно же, вызов. Его нужно распознать сейчас, потому что в 2020 году, когда это реально произойдет, будет уже поздно. Думаю, Трамп действительно сможет это сделать».
Все остальное в плане Трампа, по мнению аналитика, направлено на внутреннего потребителя. «Пункт о мигрантах говорит, что будет реформа в этой области, – заявила Журавлева. – Причем она будет в жестком виде, чего хочет правоконсервативное крыло Республиканской партии. Здесь Трамп явно солидарен с однопартийцами». Другим любопытным пунктом эксперт считает запрет на лоббирование, который может стать серьезным шагом по ограничению влияния на власть лоббистских структур.