В ходе первого телефонного разговора российский президент Владимир Путин и его новоиспеченный коллега Дональд Трамп высказались за объединение усилий в борьбе с врагом номер один – международным терроризмом. Правда, спешить с выводами относительно курса будущей администрации США не стоит: она может принести еще много сюрпризов, полагают аналитики.
На сайте Кремля сообщается: во время беседы оба политика признали, что российско-американские отношения находятся в крайне тяжелом состоянии, и выразили желание совместно работать над их улучшением. «Подчеркнута, в частности, важность создания надежной основы двусторонних связей путем развития их торгово-экономического компонента», – говорится в заявлении пресс-службы российского президента.
Джона Болтона называют одним из претендентов на пост госсекретаря США. Фото Майкла Вэдона |
Также отмечается, что Путин и Трамп высказались за то, чтобы провести личную встречу в перспективе.
Что касается действующего президента США Барака Обамы, то последний раз Путин беседовал с ним на саммите G20, проходившем в сентябре в китайском Ханчжоу. Недавно пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не исключил, что лидеры еще могут пообщаться с глазу на глаз – на полях саммита АТЭС в Перу, который должен состояться в конце этой недели. Вполне вероятно, что в этом случае Путин и Обама попытаются обговорить сирийский вопрос, который вызывает разногласия Москвы и Вашингтона. Как признался Обама на пресс-конференции накануне европейского турне, о сирийском урегулировании он думает буквально каждый день.
«Это то, о чем я продолжаю размышлять почти ежедневно. И мы продолжаем пытаться найти какую-то формулу, которая позволила бы нам прекратить эти страдания», – заявил действующий лидер США журналистам, комментируя вооруженный конфликт в Сирии и гибель мирных жителей. Обама отверг идею, что в этой арабской стране можно действовать так же, как в Ливии: между этими конфликтами слишком много различий. В то же время 44-й глава Белого дома признал, что его администрации проблему гуманитарного кризиса в Сирии решить не удалось. «Я понимаю, что это не сработало», – заключил Обама, выступая перед журналистами.
То, как будут осуществляться внешнеполитические обещания Трампа, будет зависеть и от будущего главы Госдепартамента. По словам источников Wall Street Journal и Associated Press, этот пост могут отдать бывшему мэру Нью-Йорка – 72-летнему Рудольфу Джулиани. Но, как отмечают западные агентства, он известен своими строгими взглядами на закон и порядок и довольно недипломатичными заявлениями. Проблемой для него стало бы и полное отсутствие опыта работы во внешней политике. Другой чиновник, близкий к команде Трампа, заявил, что на должность главы Госдепа претендует бывший американский постпред при ООН Джон Болтон, который в свое время публично выступал за бомбардировки Ирана в ответ на развитие его ядерной программы.
Выступая в понедельник на форуме «Совет руководителей», организованном Wall Street Journal, Джулиани сказал, что, вероятно, внешняя политика Америки при Трампе будет сконцентрирована на уничтожении «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), нежели на других проблемах на Ближнем Востоке. По его словам, новый президент также попытается «перезагрузить» отношения с российской стороной, из которой администрация Обамы сделала противника.
А вот кандидатура 67-летнего Болтона не сулит Москве ничего хорошего, если учесть его давние заявления. В 2014 году, комментируя Fox News трагедию с малайзийским Boeing над восточной Украиной, бывший дипломат заявил: «Думаю, мы должны начать относиться к России как к противнику, потому что Путин демонстрирует именно такие перспективы». Осенью 2015 года в колонке для издания Washington Times Болтон выразил надежду, что в последний год своего президентства Обама не будет ничего предпринимать, чтобы признать военное присутствие России в Сирии законным. Пытаться проявлять интерес к сотрудничеству с Россией по сирийскому вопросу Болтон назвал тогда плохой идеей.
«Есть формальные и неформальные преграды, – заявил «НГ» директор Московского центра Карнеги Дмитрий Тренин, комментируя возможность совместной российско-американской борьбы против ИГ. – Формальных, наверное, больше, и они сильнее. Фактически весь истеблишмент в США настроен крайне антироссийски. Это значительная часть силового сообщества. Пентагон и разведка выступали против тесного сотрудничества с Россией. Военное руководство многократно говорило, что главный противник – это Россия». Эксперт при этом отмечает, что Трамп может назначить на высокие посты тех людей, которые будут нацелены на сближение с Россией.
«Но противодействие этому будет сильное, – пояснил Тренин. – Америка – это демократия, и на каждый роток не набросишь платок. Таких СМИ, которые будут критиковать Трампа, в том числе за сближение с Россией, будет предостаточно. Но у избранного президента широкая повестка дня, и Россия в ней не занимает главенствующее место. Многое будет зависеть от того, насколько для него принципиально то, что он говорил в отношении России». Аналитик не исключил ситуации, что российская тема может стать разменной монетой в том случае, если Трамп захочет примирения со своими противниками в американском истеблишменте.
В качестве главных препятствий эксперт называет Пентагон и разведку. «Могу представить, как разведсообщество будет докладывать Трампу, что Россия представляет более серьезную угрозу для США, чем террористы, что действия Путина подрывают мировой порядок гораздо больше, чем террористическая активность, – заявил Тренин. – Но это одна сторона. Президент может не воспринимать это как важную информацию, может не соглашаться, может переназначить людей на каких-то постах, но если он начнет это делать, то он получит удар с другого фланга. Те чиновники, чьим советом пренебрегли, могут обратиться к обществу через СМИ. Поскольку антироссийская настроенность прессы США очевидна, будет непросто переломить эту тенденцию».