Фото Gettyimages
Россия назвала санкционным решение исполнительного совета Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), в котором говорится об ответственности террористов и властей Сирии за применение химического оружия. Инициатива станет инструментом политического шантажа, полагают в МИД РФ.
Российская сторона опасается, что инспекции по военным и научным учреждениям Сирии, которые предполагает принятый документ, нанесут ей вред. «По замыслу инициаторов и исполнителей, решение позволит посредством инспекционной деятельности ОЗХО установить тотальный контроль над оборонным и научно-технологическим потенциалом суверенного государства, который и без того в значительной мере подорван», – говорится в сообщении, распространенном МИДом.
«Теперь следует ожидать дальнейшего нарастания антисирийских проявлений как в рамках ОЗХО, так и в Совете Безопасности ООН, – прогнозируют в Министерстве иностранных дел. – Призываем все государства, которым дороги общепризнанные международные принципы и нормы, поставить заслон этой беспринципности и безответственности в межгосударственных отношениях». Также в сообщении внешнеполитического ведомства говорится о признательности в адрес тех стран, которые «сумели противостоять беспрецедентному нажиму и не поддержали санкционное по своей сути решение».
Отметим, что решение ОЗХО, принятое 28 членами из 41, предписывает дважды в год инспектировать лаборатории сирийского Центра научных исследований и разработок в районе Барзах (пригород Дамаска) и в городе Джамрайя. Даты проверок будут устанавливаться техническим секретариатом ОЗХО. «Сирийская Арабская Республика обязана оказывать оперативное содействие и полное сотрудничество этим инспекторам до тех пор, пока исполнительный совет не решит прекратить их работу», – говорится в сообщении международной организации. ОЗХО призвала официальный Дамаск выполнять взятые на себя обязательства по химическому разоружению. Против инициативы проголосовали Россия, Иран, Китай и Судан.
Решение ОЗХО успел поприветствовать британский Форин офис. Министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон назвал документ лишним подтверждением вины «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) и сил сирийского президента Башара Асада в применении запрещенных веществ для решения боевых задач. «Великобритания продолжит работать с международными партнерами над тем, чтобы жертвы дождались свершения правосудия, и над предотвращением использования химоружия кем бы то ни было и где бы то ни было», – отмечается в заявлении Джонсона.
Напомним, что в конце октября ОЗХО совместно с ООН выпустила доклад, в котором утверждается, что в марте 2015 года вертолеты Дамаска сбрасывали в ходе боевых действий бочки с промышленным хлором. Наблюдатели также считают, что сирийский режим продолжает выпуск запрещенных веществ. Как сообщал еще в августе Foreign Policy, генеральный директор ОЗХО Ахмет Узюмджю в конфиденциальной двухстраничной сводке указывал на то, что подавляющая часть из 122 образцов, взятых на тот момент в разных местах в Сирии, «демонстрирует потенциально незаявленную активность, связанную с химическим оружием». По словам Узюмджю, объяснения сирийского правительства по поводу химоружия «неправдоподобны с научной или технической точки зрения».
«Ничего хорошего это Сирии не сулит, – признал в разговоре с «НГ» бывший член комиссии ООН по химическому и биологическому оружию с 1998 по 2003 год Игорь Никулин, комментируя решение ОЗХО. – Идет ангажированная кампания, которая пытается вмешивать международные инстанции во внутренние дела Сирии, хотя любому человеку ясно, что такого примитивного оружия, которое используют только так называемые оппозиционеры, правительство Сирии не производит. Хлор с фосфором – это слишком. У него было вполне современное химическое оружие – зарин и зоман. А то, о чем идет речь, – оружие позапрошлого века». По словам эксперта, ситуация напоминает ту, которая сложилась вокруг Ирака около 13 лет назад. «Все эксперты, за исключением американцев и британцев, были уверены, что никакого биологического оружия у Саддама нет, и я в том числе. Но это был повод для вмешательства», – напомнил Никулин.