Российский премьер-министр прикоснулся к Стене Плача. Фото Reuters
Визит премьер-министра Дмитрия Медведева в Израиль по случаю 25-летия восстановления российско-израильских отношений прошел на фоне волны обсуждений, которую вызвала среди политиков и экспертов победа республиканца Дональда Трампа в США. Вопрос о роли Тель-Авива на Ближнем Востоке при новом американском президенте был поднят на переговорах между главой российского правительства и израильскими руководителями, полагают эксперты.
В графике российского премьера значились встречи с президентом Израиля Реувеном Ривлином, премьер-министром Биньямином Нетаньяху и лидером оппозиции в Кнессете Ицхаком Герцогом. Повестка переговоров включала весь комплекс вопросов, касающихся двусторонних отношений, а также такие региональные проблемы, как сирийский кризис.
«Я последний раз был в Иерусалиме в 90-е годы и рад этой возможности, спасибо за приглашение... Привет вам от президента Путина», – заявил российский премьер на встрече с президентом Израиля. Ривлин, в свою очередь, особо отметил, что Россия всегда играла важную роль на Ближнем Востоке.
В рамках израильского визита Медведев посетил также религиозные святыни – Стену Плача в Старом городе Иерусалима, а также Храм Гроба Господня. По итогам переговоров с Медведевым Нетаньяху заявил, что Израиль, США и Россия – партнеры в борьбе с терроризмом.
Несмотря на то, что поездка российского премьера была посвящена 25-летию восстановления российско-израильских отношений, в ходе ее не могли не обсуждаться и те вопросы, которые являются раздражителями в сотрудничестве двух стран. Так, Израиль неоднократно выражал сожаление по поводу того, что Россия поддержала резолюцию исполкома ЮНЕСКО, которая обвиняет еврейское государство в попытках помешать мусульманам молиться на Храмовой горе в Иерусалиме. Авторы документа раскритиковали Тель-Авив за его неконструктивный подход в деле сохранения исторического наследия и назвали его «оккупировавшей стороной», что Израиль расценил как оскорбление.
У России и Израиля существенно расходятся позиции и по поводу политической судьбы Сирии. Эксперты считают, что кризис в арабской стране требует интенсификации двусторонних отношений. «Сирийская территория непосредственно прилегает к Израилю, – заявила «НГ» ведущий научный сотрудник Центра изучения Израиля Института востоковедения РАН Татьяна Носенко. – Это его не может не беспокоить. С одной стороны, сейчас очень тесно сложилась координация действий между российскими и израильскими военными. Такое происходит впервые. Это можно рассматривать как положительное явление в отношениях двух стран, но, с другой стороны, израильтяне сильно обеспокоены тем, как разворачиваются события в Сирии, и всем, что связано с российским присутствием».
Эксперт напомнила, что ранее израильские ВВС могли вторгаться в сирийское воздушное пространство и наносить удары по инфраструктуре ливанской группировки «Хезболла». «Израильтяне успешно вели бомбардировки, предотвращали переброску вооружений в Ливан, а сейчас все стало проблематично, поскольку на территории Сирии установлены российские противовоздушные комплексы, – уточнила Носенко. – Со стороны России были сделаны замечания, что любые неопознанные цели в пределах 400–600 км будут сбиваться. Конечно, Израилю это неудобно. Он теряет свое преимущество в воздухе, которое использовалось для достижения безопасности». Аналитик считает, что неудобства у Израиля вызывает и передвижение российских военных кораблей у берегов Сирии.
Безусловно, обеспокоенность у Тель-Авива вызывает и новый глава Белого дома. «Тот разворот, который приобретет дальнейшая внешнеполитическая линия США при Трампе, создает весьма туманные перспективы для Израиля, – считает Носенко. – Ведь Трамп в ходе предвыборной кампании выступал с изоляционистских позиций».
По словам эксперта, это означает, что американское присутствие на Ближнем Востоке будет сокращаться. Такая линия может наносить ущерб израильским интересам и вызывать опасения, что Иран усилит свои позиции. «Израиль находится во враждебных отношениях с теократическим режимом Ирана, – подчеркнула Носенко. – Вероятность того, что, с одной стороны, будет снижаться американское давление на Иран, а с другой – что будет усиливаться связь России и Ирана и на почве сирийских событий, весьма тревожит Израиль».
В пятницу Медведев отправится в Палестину, где проведет переговоры с президентом Махмудом Аббасом. «Этой осенью было предложение провести переговоры между представителями палестинской администрации и представителями Израиля в Москве, – напомнила Носенко. – Но пока каких-то особых продвижений в этом вопросе не видно».