Фото Gettyimages
Удивление и неудовлетворенность – именно такую реакцию вызвала победа республиканца Дональда Трампа у руководства западных стран. По крайней мере подобные выводы можно сделать из заявлений, сделанных политиками по итогам американских выборов. Эксперты полагают, что новый глава Соединенных Штатов, вероятно, пойдет по пути отказа от лишних международных обязательств, взятых Вашингтоном за последние два десятилетия.
Президенту Франции Франсуа Олланду и канцлеру Германии Ангеле Меркель пришлось провести телефонный разговор, прежде чем делать публичные заявления о результатах голосования в США. После этого лидеры европейских государств дали сдержанную оценку итогам президентской гонки. Триумф кандидата от республиканцев, по словам Олланда, «открывает период неопределенности» в мировой политике. Меркель же предложила Трампу «тесное сотрудничество» на базе общих демократических ценностей, подчеркнув, что у ФРГ нет ни у кого таких тесных отношений за пределами ЕС, как с США.
Министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, в свою очередь, не произнес поздравительных слов, ограничившись признанием выбора американцев и ремаркой, что «итог выборов отличается от того, на который надеялось большинство в Германии». Министр призвал глав МИД ЕС провести экстренную встречу, посвященную последствиям американских выборов. Его французский коллега Жан-Марк Эйро пообещал наладить работу с новой администрацией, но указал, что личность Трампа «вызывает вопросы». Глава дипведомства Франции признался в эфире France 2, что не знает, как политика нового хозяина Овального кабинета отразится на разных направлениях, от ядерной сделки с Ираном до сирийского конфликта.
Тегерану, с которым международным переговорщикам удалось согласовать сделку по ядерной программе годом ранее, действительно есть чего опасаться. Трамп неоднократно заявлял, что соглашение с иранцами невыгодно для Америки. В январе республиканец высказал предположение, что на деньги, полученные от сделки, иранская сторона станет закупать оружие у России. Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф, который находится с визитом в Румынии, отказался комментировать выбор американцев, но подчеркнул, что США в любом случае должны выполнять взятые на себя обязательства по «ядерному» соглашению.
Более приветливо победу Трампа встретили Великобритания и Австралия. Эксперты указывают, что новый президент США вряд ли станет вести закрытую внешнюю политику. «По моим ощущениям, Трамп не изоляционист, – заявил «НГ» директор Московского центра Карнеги, руководитель программы «Внешняя политика и безопасность» Дмитрий Тренин. – Думаю, что США не смогут позволить себе быть изоляционистски ориентированной страной. Но его победа повернет американскую внешнюю политику в сторону сокращения избыточных обязательств, которые взяли на себя США за последние 25 лет, в период неоспоримого доминирования в мире». Аналитик пояснил, что к «лишним обязательствам» относятся Сирия и Украина.
«Трамп в его собственном понимании исходит из примата американских интересов, а не американских обязательств, – уточнил Тренин. – Думаю, Америка находится на перегоне от глобально доминирующей державы к той стране, которая будет первой среди равных. Америка будет на первом плане еще долгое время, но рядом встанет некоторое количество крупных игроков, претендующих на собственную роль».
Политолог считает, что президентство Трампа оставляет вопросы для Североатлантического альянса. «Здесь нужно определиться со многими вещами, – отметил Тренин. – Например, как относиться к «российскому вызову». Для НАТО главный субъект, по отношению к которому оно себя определяет, это Россия. Без нее НАТО оказывается в непонятном положении, когда все усилия сводятся к тому, чтобы не развалиться. Сейчас миссия появилась, но есть вопрос: та ли это миссия, которая была раньше? Я не стану преувеличивать значение Трампа для американской внешней политики, но я не думаю, что будут фундаментальные изменения. Просто какие-то акценты будут расставлены иначе».
Прежде всего интерес вызывает и то, какие отношения установятся между Москвой и Вашингтоном после триумфа бизнесмена, не имевшего политического опыта. Комментируя итоги выборов, глава МИД РФ Сергей Лавров заявил о готовности российских властей работать с любым американским президентом. «Я не могу сказать, что все предыдущие лидеры наших партнеров в любой ситуации были предсказуемы, – заявил министр. – Это часть жизни, часть политики. Слов слышал много, будем судить по делам, отвечать будем делом на дело». Лавров также указал на то, что российское руководство не делало никакого предпочтения во время президентской гонки.
Эксперты сомневаются, что приход Трампа в Белый дом что-то изменит в российско-американских отношениях. «Я не вижу, какую задачу бы решил Трамп, пытаясь улучшить отношения с Россией, – заявил «НГ» глава Центра глобальных интересов в Вашингтоне Николай Злобин. – Если он начнет улучшать отношения с Россией, идти вопреки устоявшемуся мнению в американской элите, то, мне кажется, не факт, что он сделает это в ближайшее время. Я с удовольствием признаю свою ошибку, но мне кажется, никаких изменений не произойдет. Поверхностные шаги Трамп сделает, но фундаментально изменить отношения с Россией ему будет сложно: это потребует много времени и работы со своей элитой». Российский политолог напомнил, что новоиспеченный лидер американского государства никогда не говорил напрямую, что он готов учесть интересы России.
Злобин пояснил, что президент играет важную роль в американской внешней политике. «Я всегда в шутку говорил, что было бы лучше, если бы американского президента избирал весь мир и не доверял бы это простым американцам, – заявил эксперт. – Пристрастия и взгляды имеют большее значение для внешней политики и меньшее, как ни парадоксально, для жизни простого американца, которого отделяет от президента много слоев власти – губернаторы, мэры и местные органы».
Эксперт напомнил, что республиканец не имеет никакого опыта в политике. «Как начинающий политик, Трамп будет зависеть от своего ближайшего окружения – вице-президента, который настроен очень антироссийски, от того, кто будет госсекретарем. Трамп будет на определенном этапе более зависим от окружения, чем была бы зависима Хиллари Клинтон. Хорошо это или плохо, это другой вопрос». Злобин отметил, что ближневосточный курс американской политики точно ждут изменения.