В Никарагуа 6 ноября состоялись всеобщие выборы. В гонке за высший пост участвовали шесть претендентов. Но ее итог был предсказуем. В парламенте правящая команда сохранила подавляющее большинство. Безоговорочную победу одержал президент, ветеран политических сражений Даниэль Ортега Сааведра, завоевавший после подсчета 55% бюллетеней 71,3% голосов. Он получил право оставаться в занимаемом кресле третий срок подряд. Этот хорошо известный деятель в недалеком прошлом активно участвовал в борьбе с кланом Анастасио Сомосы. После его свержения в 1979 году вооруженным путем отрядами Сандинистского фронта национального освобождения (СФНО) Ортега ряд лет руководил переходной администрацией, позднее посредством голосования занял кресло главы государства. Спустя пять лет проиграл в схватке с Виолеттой Барриос де Чаморро. И ряд лет был в оппозиции. Ортега возвратился во власть в 2008 году благодаря помощи венесуэльского президента Уго Чавеса, направлявшего танкеры, груженные нефтью, к берегам департаментов, управлявшимися сандинистами. Тем самым был дан сигнал, кого из кандидатов предпочесть. С тех пор Ортега не выпускает из рук бразды правления.
Конституция 1987 года запрещала первому лицу выдвигаться на второй срок. В 2011 году такую возможность предоставил ему Верховный суд. В соответствии с реформой Основного закона 2014 года глава государства получил право баллотироваться неограниченное количество раз. Помимо этого предусматривалось, что для победы достаточно иметь простое большинство.
Специфика нынешней кампании состояла в том, что, опираясь на два решения судебной инстанции, находящейся под полным контролем исполнительной структуры, окружение президента сняло с гонки популярного оппозиционного политика Эдуардо Монтеалегре. Этот опытный деятель, участвовавший в предыдущих баталиях, рассчитывал создать боеспособную коалицию из влиятельных партий, способную на равных конкурировать с президентом. Однако в сложившихся условиях они оказались вынуждены двигаться разными колоннами. Это существенно ослабило шансы оппозиции. И резко изменило соотношение сил, фактически предопределило исход поединка. Политическое поле оказалось практически полностью зачищенным от конкурентов.
Затем глава государства совершил кульбит, зарегистрировал кандидатом в вице-президенты свою жену Росарио Мурильо. Аргументировал данное решение по меньшей мере двумя факторами. Во-первых, настоятельной необходимостью выдвижения на руководящие посты представительниц прекрасного пола. Во-вторых, в случае ухода на отдых освободившееся кресло займет доверенное лицо. И власть сохранится в надежных руках. При этом подчеркнул особый вклад в предыдущую избирательную кампанию. После выдвижения супруги зарубежные аналитики назвали режим династическим. Установившийся строй именуют «делегативной демократией», «мягким авторитаризмом», «институциональной диктатурой». Но сходятся в одном: он не вписывается в привычные стандарты. Нелишне сказать, что сын президента занимает высокую должность в бизнес-проектах, тесно связанных с Россией.
На мой взгляд, секрет высокого рейтинга президента, баллотировавшегося до 2021 года и предполагавшего оставаться у власти без перерыва 20 лет, кроется в следующем. Прежде всего в многомиллионной помощи Венесуэлы, обеспечившей доступ малообеспеченным категориям населения к жилью, здравоохранению, образованию, воде и энергии. По данным Всемирного банка, бедность с 2009 по 2014 год сократилась с 42,5 до 29,6%. Кроме того, за последний период президент сумел наладить деловые отношения с солидными предпринимателями как внутри страны, так и за рубежом.
Наиболее крупный проект, замышляемый президентом, – сооружение еще одного межокеанского канала. Его взялась построить частная китайская фирма, базирующаяся в Гонконге. За этим наблюдают власти Поднебесной. Проект рассмотрел и утвердил парламент. В обозримом будущем его реализация может принести казне значительные дивиденды, повысить благосостояние жителей. Похоже, глава государства извлек уроки из неудач во время первого мандата и стал действовать в иной манере.
Прогнозируя перспективы социально-политического развития Никарагуа, можно предположить, что прежний курс не претерпит изменений. Никарагуа имеет дипломатические отношения с большинством стран, входит в Боливарианский альянс для народов Америки. Признала независимость Абхазии и Южной Осетии, наладила доверительные связи с Россией, недавно предоставившей ей кредит на приобретение самолетов. При содействии российских специалистов на днях там открылось предприятие по изготовлению вакцин. Интенсифицируется военно-техническое сотрудничество. Нелишне вспомнить, что в 2014 году Владимир Путин в ходе поездки по Латинской Америке неожиданно заглянул в гости к Даниэлю Ортеге.