Фото Gettyimages
Немецкие СМИ утверждают, что более 16 млн человек живут в Германии в страхе перед наступающей бедностью и социальной деградацией. А это ни много ни мало – пятая часть населения. Да и в остальной Европе в таком положении находится практически каждый четвертый. Столкнувшись с этим утверждением популярного немецкого агентства n-tv, я, честно говоря, удивился. Ведь еще недавно читал в социальных сетях сравнительные анализы положения пенсионеров в России и в той же Германии. Понятно, что результаты были не в пользу россиян.
Немецкое федеральное статистическое ведомство утверждает, что такое положение с бедняками существует в Германии уже почти десять лет. Но, может быть, бедный в Германии и в России – это несравнимые категории? Действительно, в Германии считается, что человеку угрожает бедность или социальная деградация, если он сталкивается с одной из трех жизненных ситуаций. Прежде всего его доход находится ниже уровня бедности – это в среднем порядка меньше 450 евро в месяц. Либо его личный бюджет столкнулся с большими потерями или в домашнем хозяйстве много иждивенцев.
Казалось бы, 450 евро для России – это приличная сумма. Средняя зарплата по стране меньше в пересчете по курсу. Но цифры лукавы. В Германии считается, что бедность наступает в случае, если человек не может оплатить все важнейшие и необходимые ему для жизни ресурсы. К ним по немецкой статистике относится в первую очередь квартплата. В Германии в отличие от России не так уж много владельцев собственных квартир – в основном квартиросъемщики.
Квартплата в Германии колеблется в среднем в зависимости от города около 10 евро за квадратный метр. А это уже существенная сумма для людей с низкими доходами. Другой значительной статьей расходов является обязательная медицинская страховка (в России, несмотря на постоянные дискуссии о качестве медицинского обслуживания, она для конкретного гражданина фактически бесплатная). Согласно немецким справочникам, в Германии за такую страховку приходится платить, и причем чем старше гражданин, тем больше эта сумма. Немецкие справочники дают в среднем сумму (без льготных категорий, например студенты) в 160 евро. Правда, для безработных подобную страховку оплачивает социальный фонд.
Конечно, медицинское обслуживание в Германии достаточно дорогое, и врачи считаются в отличие от России привилегированной частью населения. Немцы тратят на медицину порядка 9% ВВП в год, а у нас – чуть больше 3%.
В наихудшем положении находятся безработные. Их число, конечно, колеблется в зависимости от конъюнктуры. На сегодня без зарплаты остаются около 4,4% немцев. А это означает, что они не могут, даже несмотря на наличие социального пособия, оплачивать квартиру, выплачивать кредиты и позволить себе платежи за различные услуги. В такой же ситуации находятся лица старше 60 лет, ведь пенсия в Германии платится только с 65 с половиной лет. А каждый десятый из них живет в семьях с низким доходом. Поэтому сейчас в Германии прорабатывается увеличение возраста выхода на пенсию.
Согласно предложению блока ХДС/ХСС, возраст выхода на пенсию по старости будет автоматически повышаться на полгода с каждым добавленным годом предполагаемой средней продолжительности жизни. Разработчики предложения ХДС/ХСС рассчитывают на побочный экономический эффект – в случае увеличения общего трудового стажа должно замедлиться падение уровня пенсий. Установленный законом пенсионный уровень является одним из главных предметов спора участников «большой коалиции».
Самое страшное зло в Германии – налоговое бремя. Германия – социальное государство, и все льготы, пособия, а также бремя содержания растущего числа мигрантов ложатся на плечи налогоплательщиков. С сентября 2015 года Берлин выделяет землям средства из расчета 670 евро на одного беженца в месяц. В 2016 году на эти цели предполагалось израсходовать 6,9 млрд евро, с учетом нынешней ситуации сумма возросла до 9,5 млрд евро. Одновременно правительство Германии решило выделить дополнительные 1,16 млрд евро на 2017 год на поддержку федеральных земель в содержании беженцев к ранее запланированным 5,72 млрд евро. 2 ноября правительство Германии одобрило законопроект, согласно которому федеральным землям будет дополнительно перечислено 2,6 млрд евро на содержание беженцев.
Налоги платятся, в отличие от России, в зависимости от дохода. В этом году немецкое налоговое ведомство начало закручивать гайки. Знакомый немецкий юрист, владеющий своей собственной фирмой, рассказал, что налоговики потребовали от него уплатить налоги от своего рода виртуальной суммы, рассчитанной исходя из его прошлогоднего дохода, хотя в текущем году доход оказался существенно ниже. Правда, с обещанием вернуть разницу после поступления реальных данных о доходах, но уже через год. В противном случае обещали прислать судебного исполнителя.
Дело в том, что социальные расходы государства в связи с притоком почти миллиона беженцев существенно возросли и бюджет, как водится в таких случаях, трещит по швам. Мой знакомый утверждает, что он уже подумывает о переводе своего бизнеса за океан.
Действительно, число представителей среднего класса, который всегда был становым хребтом немецкой экономики, снижается. По данным Немецкого института экономических исследований, если в объединенной Германии в 1991 году средний доход получали 60% взрослых, в 2013-м – 54%. Доля среднего класса и в структуре населения сокращается. По результатам исследования, проведенного Институтом имени Карла Бройера по заказу Союза налогоплательщиков Германии, налоги и сборы в ФРГ гораздо выше, чем в большинстве стран ОЭСР: среднестатистическая семья отдает государству более 40% своих доходов. Основное налоговое бремя несет средний класс. Практически половина заработанного уходит государству.
Пока немецкие власти утверждают, что финансы страны справляются с растущими расходами на беженцев. Но их присутствие ощущают уже на себе и бедные слои населения, и средний класс. Свои выводы при дальнейшем закручивании пресса они смогут сделать уже в сентябре 2017 года на федеральных выборах.