0
7977
Газета В мире Интернет-версия

03.11.2016 00:01:00

Анкара и Багдад подходят к красной черте

Тэги: ирак, мосул, антитеррор, турция, конфликты


ирак, мосул, антитеррор, турция, конфликты Глава Генштаба Турции обсудил Ирак и Сирию с российским коллегой. Фото с официального сайта Министерства обороны РФ

Операция по освобождению Мосула от джихадистов рискует перерасти в столкновение турецких и иракских сил. Об этом свидетельствуют предупреждения, которыми обменялись стороны на фоне переброски войск Анкары к границе с Ираком. Как и в случае с военной кампанией в Сирии, Турция объясняет свои шаги соображениями безопасности. Некоторые доводы не предвещают ничего хорошего ни для иракских, ни для сирийских властей, уверяют эксперты.

«Вторжение в Ирак приведет к тому, что Турция будет разгромлена, – цитирует телеканал Al Jazeera иракского премьер-министра Хайдера аль-Абади, который ответил таким образом на очередное приближение турецкой бронетехники к северным районам своего государства. – Мы не хотим войны с Турцией, и мы не хотим конфронтации с ней, но если начнется противостояние, то мы готовы к нему. В этом случае мы будем рассматривать Турцию как врага, и мы будем иметь дело с ней как с врагом».

Анкара же объясняет свои действия тревогой о безопасности и требует от участников мосульского наступления учитывать этноконфессиональные особенности города. «Развитие событий, которое может изменить демографию Мосула, – это красная черта для Турции, – цитирует Daily Sabah главу оборонного ведомства Турции Фикри Ышика. – Мы обсуждаем эти вопросы с Ираком и коалицией. Безусловно, в то же время Турция делает свои необходимые приготовления».

Также Ышик заявил, что в регионе происходят важные процессы. «С одной стороны, Турция ведет серьезную борьбу с терроризмом, но – с другой – есть и некоторые важные изменения на другой стороне нашей границы, – подчеркнул он. – Турция готова к любым возможностям». Глава оборонного ведомства отметил, что военная активизация на границе с Ираком – свидетельство этой подготовленности. «Никто не должен ожидать, что Турция будет закрывать глаза на нестабильность, – предупредил Ышик. – Мы не будем забывать про региональную безопасность Турции, равно как и про право народа на его исторические связи».

Несколькими днями ранее глава Генштаба Турции Хулуси Акар посетил Москву по официальному приглашению российского коллеги генерала Валерия Герасимова. Темой переговоров стала ситуация в Сирии и Ираке. А вчера Ышик с главкомом сухопутных войск генералом Салихом Зеки Чолаком прибыл в приграничный Силопи, куда и были стянуты силы 28-й механизированной пехотной бригады Турции вместе с бронетехникой. Этот город находится почти напротив иракского Таль-Афара, населенного в том числе этническими туркменами, за которых вступается Анкара. Неделей ранее шиитские военные формирования объявили о наступлении на Таль-Афар, что не могло не вызвать раздражение турецкой стороны.

Помимо этого опасения турецких властей вызывает положение суннитов Мосула. «Опасность в том, что в Мосуле проживает в основном суннитское население, – пояснил «НГ» политолог, доцент Университета экономики и технологий TOBB в Анкаре Тогрул Исмаил. – Люди боятся, что иракские формирования шиитов и спонсируемые Ираном шиитские группировки начнут резню, особенно туркменского населения. Тогда Турция – хочет она этого или нет – будет замешана в этом деле».

Турецкий политолог заявил, что Багдад и Анкара сохраняют двусторонние контакты, но отношения между двумя государствами трудно назвать дружескими. «В Багдаде шиитское руководство, и он считает себя близким к Ирану, – отметил Исмаил. – Ни в Ираке, ни в Сирии суннитское население не представлено во власти. Оно стеснено, поэтому появляются такие организации, как «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России. – «НГ»). Турция встает на стороне суннитской половины населения». Аналитик считает, что если закрывать глаза на конфессиональные притеснения, это может плохо сказаться и на внутриполитической ситуации. Турция это прекрасно понимает.

Другой аналитик назвал усиление Турции в приграничной зоне обычной подготовкой к наступательным действиям. «Но самое главное – это идеологическое обоснование этого процесса, – сообщил «НГ» старший научный сотрудник ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова Виктор Надеин-Раевский. – В заявлениях Турции есть ссылки на «Национальный обет». Это документ, который был принят в 1920 году последним османским парламентом под давлением националистов. Тогда речь шла о новой формации страны, когда Кемаль Ататюрк готовился сделать Турцию республикой. В этом документе определены национальные границы будущей страны». Турецкие рубежи, согласно «Национальному обету», включали в себя современный Искендерун, северные районы Сирии, в том числе Алеппо, иракские Мосул и Киркук, напомнил специалист.

«Когда Эрдоган говорит об Алеппо, он заявляет, что это чуть ли не турецкий город, – отметил Надеин-Раевский. – Мосул он называет исторически турецким. Выступая в национальном Совете безопасности, он высказался откровенно: «Нас загнали на территорию площадью 720 тыс. кв. км, тогда как мы владели 20 млн, мы выйдем за границы этой территории, кто бы что ни говорил». Это достаточно серьезно».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
781
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
499
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
332
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
470

Другие новости