Сирийские повстанцы в провинции Алеппо не намерены складывать оружие. Фото Reuters
Министр иностранных дел России Сергей Лавров и его сирийский и иранский коллеги Валид Муаллем и Мохаммад Джавад Зариф встретятся в пятницу в Москве. Безусловно, главным вопросом трехсторонних переговоров станут дальнейшие шаги в ситуации с восточным Алеппо, которая вызывает растущее беспокойство мирового сообщества. Эту тревогу удвоила трагедия в Идлибе, где по одной из школ, которая находилась на контролируемой повстанцами территории, был нанесен разрушительный авиаудар.
Бомбардировки унесли жизни 22 детей и 6 учителей, говорится в заявлении Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). «Это трагедия, – заявил исполнительный директор фонда Энтони Лейк. – И если это было сделано преднамеренно, то это военное преступление». По словам Лейка, удар по школе был самым смертоносным нападением на образовательное учреждение с начала пятилетней войны в арабской стране.
В первое время после появления новости о разрушенной школе не было известно, чьи самолеты участвовали в нападении. «Это ужасно, – заявил постпред России при ООН Виталий Чуркин, отвечая на вопросы журналистов после заседания Совета Безопасности. – Я надеюсь, мы не были вовлечены. Мне легче всего сказать «нет», но я ответственный человек, так что мне нужно узнать, что скажет Минобороны». Позже официальный представитель МИД РФ Мария Захарова сообщила, что Россия не имеет «никакого отношения» к авиаудару.
Проблема неточных бомбардировок и страданий мирных сирийцев была снова поднята на Совете Безопасности ООН, где обсуждались гуманитарные проблемы. «Человеческие жизни разрушены, уничтожена и сама Сирия, – посетовал заместитель генерального секретаря ООН по гуманитарным вопросам Стивен О’Брайен. – И все это произошло под нашим коллективным присмотром». Также координатор гуманитарных вопросов процитировал стихи поэта Роберта Бернса о «бесчеловечности человека к человеку». В гибели гражданского населения О’Брайен обвинил прежде всего российские и сирийские силы.
Председательствующий в Совбезе российский постпред отверг обвинения и посетовал, что замгенсека даже не упомянул, что авиация России не ведет бомбардировки Алеппо и его окрестностей более недели. «То, что вы вообще не упомянули о том, что восьмой день авиация не используется в районе Алеппо, делает все ваше выступление нечестным», – парировал Чуркин, потребовав доказательства преступлений. Он также объяснил, что неорганизованность и желание ООН подыграть боевикам повлияло на срыв медицинской эвакуации из восточного Алеппо, которая планировалась во время объявленной недавно гуманитарной паузы.
Американский постпред при ООН Саманта Пауэр, в свою очередь, встала на сторону О’Брайена. «Россия хочет доверия от ООН, – заявила она. – Но вы не получите поздравлений или доверия за то, что не совершаете военных преступлений в течение одного дня или недели». Пауэр показала членам Совбеза копию листовки, которую, как она заявила, сбросили на восточные кварталы Алеппо российские и сирийские самолеты, и процитировала ее содержание: «Это ваша последняя надежда. Спасайтесь. Если вы не уйдете из этих районов в срочном порядке, вы будете уничтожены». Комментируя находку Пауэр, Чуркин сослался на данные Минобороны РФ, заявив, что самолеты России не приближались уже неделю к Алеппо ближе, чем на 10 км.
Когда слово получил постпред Сирии при ООН Башар Джаафари, дипломаты США, Франции, Британии и Украины синхронно покинули зал заседаний Совбеза в знак протеста против действий официального Дамаска.
Вопрос о российско-американских отношениях, которые ухудшились на фоне сирийского кризиса, находился в центре внимания во время вчерашнего закрытого заседания дискуссионного клуба «Валдай» с участием Лаврова. «Не Россия начала портить отношения с США, но готова вернуться в позитив. Это трудно, поскольку США всегда обманывают, преследуют какие-то вторые-третьи цели, о которых не говорят», – заявил присутствовавший на заседании политолог Николай Злобин, который пересказал слова главы МИД РФ.
Эксперты предрекают военный финал трагедии в Алеппо, где находятся повстанцы, а также сотни боевиков «Джебхат Фатах аш-Шам» (бывшая «Ан-Нусра», запрещена в России). «Если сейчас сирийская армия не возьмет Алеппо, то у нее в ближайшее время могут начаться серьезные проблемы на восточном фронте, – заявил «НГ» арабист, старший преподаватель департамента политической науки ВШЭ Леонид Исаев. – Там «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России. – «НГ») может попросту отрезать те войска, которые сейчас окружили Алеппо, от основной группировки. Поступают данные, что ИГ может нанести там удар. С Алеппо надо торопиться, операция слишком затянулась». Эксперт напомнил, что силы официального Дамаска пытаются взять этот город с начала лета.
По словам Исаева, конфликт вокруг Алеппо может усложниться из-за вмешательства других игроков. «Может подключиться «Ан-Нусра», – пояснил аналитик. – А на севере обостряется конфликт между курдами и турецкой армией. Наверняка турки будут продвигаться к Алеппо через лояльные им группировки: в этом городе остается большое количество откровенно протурецких сил». По мнению арабиста, Турция будет пытаться оказать им опосредованную помощь. «Если брать Алеппо, то брать сейчас, – заключил Исаев. – Единственное, попытки России договориться с мировым сообществом по гуманитарной ситуации заметно тормозят, с точки зрения Дамаска, саму операцию. Но ничего не поделаешь: здесь задействована наша репутация. Больше всего это бьет по ней, потому что у Дамаска уже нет никакой репутации, а Иран пытается остаться в стороне».
Захват Алеппо несет определенные риски. «Россия и Иран неоднократно удваивали ставки в вопросе об Алеппо, пытаясь сохранить власть Башара Асада и его контроль над большей частью Сирии настолько, насколько это возможно, – констатировал в разговоре с «НГ» профессор Дэниел Сервер из Школы углубленных международных исследований им. Джонса Хопкинса. – В конце концов, они победят там, но одновременно обеспечат то, что суннитское население никогда не простит их за эту кампанию и в результате вытолкнет их из Сирии». Аналитик уверен, что краткосрочная победа в Алеппо может привести к огромной стратегической катастрофе.