Жители Мосула покидают город. На Западе опасаются, что среди них могут быть джихадисты. Фото Reuters
Антитеррористическая коалиция во главе с США обдумывает план штурма Ракки – сирийской «столицы» «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Вопрос о скорой операции по взятию важного для джихадистов города обсуждали министры обороны 13 стран – участниц коалиции на встрече в Париже. Осада Ракки, возможно, будет проходить параллельно с наступлением на иракский Мосул, откуда бегут не только беженцы, но и, вероятно, боевики.
Возглавляемая Америкой коалиция планирует расширить контингент сирийских повстанцев, на которых можно рассчитывать в наземных операциях. Об этом пишет Washington Post со ссылкой на анонимного представителя Пентагона. По его словам, Вашингтон и союзники собираются заручиться поддержкой «пары сотен» боевиков. Министр обороны США Эштон Картер полагает, что коалиция не будет ждать окончания кампании в Мосуле для того, чтобы приступить к осаде Ракки. «Они будут идти внахлест», – предположил он.
На повестке встречи министров США, Франции, Канады, Дании, Австралии, Бельгии, Британии, Новой Зеландии, Италии, Германии, Норвегии, Нидерландов и Испании также стоял вопрос – что будет с ИГ после захвата Ракки и Мосула? Многие опасаются, что удар по территориальному ядру группировки приведет к новой волне терактов в странах, где нет боевых действий, как уже случалось с США, Францией и Бельгией. Картер заявил, что антитеррористические силы должны быть «готовыми ко всему». Он пообещал, что отдаст приказ Совместному командованию специальных операций США активно противостоять «внешним операциям» «халифата». По словам главы Пентагона, за последние несколько месяцев ИГ уже потеряло свыше 35 ключевых командиров в одном только Ираке.
Картер пояснил, что в наземном наступлении на Ракку примут участие «способные и мотивированные локальные силы», и исключил любое участие иностранных бойцов. «Поражения ИГ не может достичь кто-то посторонний, – цитирует Wall Street Journal главу Пентагона. – Это могут сделать только сирийцы при нашей поддержке».
Что касается курдских сил, то они, как утверждает источник Reuters в оборонном ведомстве США, освободят подступы к городу, но в него не войдут. «Курды, с которыми мы имели дело, не намерены этого предпринимать», – заявил агентству высокопоставленный собеседник из Пентагона, отметив, что курдское присутствие в Ракке проблематично: сирийские курды настаивают на федерализации арабской республики. Напомним, что весной этого года они объявили о создании автономии на севере арабской страны. Также основной упор руководство антитеррористической коалиции намерено сделать на работе реактивных истребителей и самолетов-разведчиков. Но, по словам военного источника New York Times, дополнительные военные ресурсы США в Ракке и ее окрестностях задействованы не будут: с сирийскими повстанцами уже работает примерно три сотни советников из Пентагона. Какие именно оппозиционные группировки намерены привлечь члены американской коалиции, не уточняется.
Тем не менее пока стратегической задачей для противников ИГ остается штурм Мосула. Хозяин встречи стран – участниц антитеррористической коалиции президент Франции Франсуа Олланд заявил, что наступление на иракскую «столицу» ИГ может спровоцировать приток иностранных боевиков в европейские страны. «Мы должны быть очень бдительными, – заявил глава французского государства. – В колоннах людей, покидающих Мосул, будут укрываться террористы».
Олланд призвал государства усилить обмен разведывательной информацией. Опасения Олланда подтверждают британские аналитики. Гендиректор военного аналитического центра при Королевском объединенном институте оборонных исследований Карин вон Хиппель сообщила, что около 30 тыс. джихадистов ИГ могут рассеяться по континенту. «Не думаю, что это будет началом конца, – заявила она в интервью Daily Express. – Но когда они потеряют территорию в Ираке, в Сирии и, возможно, в Ливии, они вернутся к более повстанческому стилю борьбы».
По мнению российских экспертов, заявления о штурме Ракки прежде всего могут быть вызваны желанием дать мотивацию участникам мосульской кампании – курдам или даже туркам. «Это своего рода обещание каким-то силам, которые должны участвовать в битве за Мосул, что им будет предоставлен бонус – Ракка, – предположил в разговоре с «НГ» президент Института религии и политики Александр Игнатенко. – Возможно, это курды». Эксперт напоминает, что курдские вооруженные формирования уже предпринимали попытку наступления на сирийскую «столицу» ИГ, однако их остановили возмущенные заявления Турции: были опасения, что они присоединят город к Сирийскому Курдистану. По мнению аналитика, слова о начале операции в Ракке могут быть приманкой и для Анкары, чтобы отвлечь ее от Мосула. «Она активно рвется участвовать в битве за Мосул и поживиться результатами в этой предположительно победной битве, – констатирует Игнатенко. – Но в Сирии турки используют не свой сухопутный контингент, а те части, которые они называют «Свободная сирийская армия». Это сирийские «Братья-мусульмане» (запрещены в России. – «НГ»), которые в свое время были отмобилизованы на территорию Турции». Эксперт поставил под сомнение, что курдские силы воздержатся от входа в Мосул.