Эштон Картер провел переговоры с Хайдером аль-Абади. Фото с сайта www.defense.gov
Турция в очередной раз продемонстрировала, что не готова останавливаться даже перед союзниками США в достижении своих региональных целей. Сирийские повстанцы при поддержке турецких танков и авиации нанесли удары по курдам на севере арабской страны. Атаки на бойцов «Демократических сил Сирии» (SFD), которые состоят преимущественно из отрядов курдской народной самообороны (YPG), произошли близ Тель-Рифаата и Мари.
Сирийская обсерватория по правам человека сообщила о нескольких погибших бойцах со стороны курдов и примерно о десятке убитых в турецкой армии. Если судить по заявлениям турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана, то можно сделать вывод, что операция «Щит Евфрата», начатая Анкарой 24 августа на севере Сирии, может унести еще сотни курдских жизней.
«Мы будем действовать вместе с США и с международной коалицией, но не с PYD (курдская партия «Демократический союз». – «НГ») или YPG. Мы не взаимодействуем с террористами», – цитирует агентство Anadolu турецкого лидера, который также уточнил, что у его страны нет территориальных претензий к Сирии и Ираку.
По словам главы государства, в рамках «Щита Евфрата» планируется взять сирийский эль-Баб. «Сейчас целью участников операции является эль-Баб, – заявил Эрдоган. – Нам говорят: не двигайтесь по направлению к этому городу, но мы обязаны это сделать, и мы пойдем туда потому, что необходимо ускорить процесс формирования зоны безопасности». С точки зрения официальной Анкары главная угроза заключается в формировании курдского государства вблизи турецкой границы. Весной этого года сирийские курды уже объявили о создании отдельной автономии, что не могло не вызвать страха у турецких властей.
На развитие ситуации с турецкими ударами на севере Сирии пришлось реагировать и российскому Министерству иностранных дел несколькими днями ранее. «Сирия – суверенное государство, член ООН, обладает полным суверенитетом над своей территорией и воздушным пространством, – комментировал заявление Дамаска о намерении сбивать турецкие самолеты глава МИД РФ Сергей Лавров. – Мы слышали сообщения об авиаударах, которые турецкие ВВС наносят по северным районам Сирии, и весьма встревожены тем, что происходит. Как я понимаю, речь идет об ударах по районам, населенным курдами». Руководитель российского внешнеполитического ведомства напомнил, что Анкара является членом коалиции во главе с США, целью которой является борьба с «Исламским государством» (ИГ) и «Джебхат ан-Нусрой» (запрещены в России). «Исхожу из того, что США как хозяева, командиры этой коалиции сделают все, чтобы оставаться в рамках объявленной цели», – добавил министр.
На днях Турцию посетил министр обороны США Эштон Картер, главной темой визита которого стали напряженные отношения между Анкарой и Багдадом. Напомним, что турецкая сторона заявляла о своем желании принять активное участие в освобождении Мосула – иракской «столицы» ИГ. Этому противится Ирак, настаивая на том, что турецкие войска должны уйти с его территории. В соответствии со стамбульской Daily Sabah глава Пентагона поддержал инициативу Турции «по защите своих границ в Сирии и Ираке». По словам Картера, между Вашингтоном и Анкарой могут быть разногласия, но их можно преодолеть путем диалога. «Борьба со всеми видами терроризма – основополагающий принцип», – отметил руководитель оборонного ведомства.
После этого Картер отправился в Багдад, где встретился с премьер-министром Ирака Хайдером аль-Абади. Несмотря на то что глава Пентагона объявил о «принципиальном соглашении» с Турцией о ее участии в мосульской операции, иракский премьер подчеркнул, что иракцы не хотят видеть силы Анкары в Мосуле. «Мосул – это иракская битва, и ее должны вести иракцы», – цитирует Washington Post аль-Абади.
В Багдаде Картер не смог обойти стороной и тему российской военной операции в Сирии. «Мы лишили наши воздушные операции конфликтных моментов, – заявил Картер, комментируя взаимодействие России и США в арабской стране. – И это была область, в которой русские вели себя очень профессионально. Мы и остальная часть коалиции вели себя так же. Так что это очень профессиональные отношения». Как напомнил глава Пентагона, целью российской операции в Сирии была борьба с ИГ и помощь в том, чтобы перейти к политическому урегулированию. «Однако они не сделали ни того ни другого», – посетовал Картер.
По мнению экспертов, серьезного обострения между Турцией и США в курдском вопросе не будет. «США официально поддержали операцию «Щит Евфрата» и до сих пор принимают в ней активное участие, – напомнил «НГ» политолог и востоковед Александр Сотниченко. – В частности, они оказывают турецким войскам и их союзникам из Свободной сирийской армии (ССА) поддержку с воздуха. Причем это делают не только американские самолеты, но и самолеты других стран антитеррористической коалиции – например, бельгийцы. Курдов они напрямую не атакуют. Хотя известно, что бельгийские пилоты как-то раз разбомбили по ошибке курдскую деревню».
Аналитик отмечает, что курдское население севера Сирии испытывает разочарование от американской позиции. «До начала турецкой операции они были абсолютно уверены, что США – главный союзник, который их никогда не бросит, – пояснил Сотниченко. – Вашингтон обещает и тем и тем, делает так, как ему выгодно. Сейчас, например, ему выгодно турецкое наступление, чтобы сирийский конфликт стал еще более запутанным». Эксперт уверен, что курды ничего не смогут поделать в этой ситуации, учитывая их военную зависимость от Америки. «Когда они находятся практически в руках американцев, они ничего не могут сделать. США, понимая это, переключили свое внимание с них на Турцию», – резюмирует востоковед.
По мнению Сотниченко, сирийский кризис для США приоритетнее, чем иракский и чем, в частности, операция по взятию Мосула. «Сирия для США важнее, поскольку там активно участвует Россия, – напомнил аналитик. – И допустить победу России совершенно невозможно. С Ираком ситуация попроще, но следует понимать, что турецких войск под Мосулом немного. Они представлены очень небольшой частью и хорошо вооружены, но говорить о том, что они имеют решающее значение, нельзя». Эксперт добавил, что визит Картера продиктован желанием Вашингтона успокоить Анкару. «Турция была обеспокоена заявлением Хиллари Клинтон о том, что лучшие друзья Америки на Ближнем Востоке – это курды», – напомнил Сотниченко.