Сергей Лавров и Владимир Путин согласились с необходимостью расширения миссии ОБСЕ. Фото Reuters
Урегулирование ситуации на юго-востоке Украины может быть достигнуто только на основе Минских соглашений. К такому выводу пришли лидеры России, Германии, Франции и Украины по итогам переговоров, завершившихся в ночь на четверг в Берлине. Прорыва на саммите, как и ожидалось, не произошло. Его участники поручили главам МИД «четверки» продолжить работу над «дорожной картой» по имплементации Минска-2.
Первая в этом году встреча лидеров «нормандской четверки» проходила в ведомстве федерального канцлера за закрытыми дверями и продолжалась около пяти часов. Журналистам продемонстрировали трехминутную запись начала переговоров без звука. Хозяйка саммита канцлер ФРГ Ангела Меркель, президенты России Владимир Путин, Франции Франсуа Олланд и Украины Петр Порошенко расположились за круглым столом в сопровождении двух представителей каждый. По обе стороны от Путина сидели министр иностранных дел Сергей Лавров и помощник президента Владислав Сурков.
Еще за несколько часов до переговоров их участники отмечали, что многого от них не ждут. Так в итоге и получилось. «Сегодняшний день, как я предсказывала вчера, не принес чуда, но мы обсудили рабочий процесс, который имеет много нюансов, и, исходя из этого, сейчас должна вестись работа над темами безопасности, политической реализации и над темой – и это стало прогрессом сегодняшнего дня – создания «дорожной карты», – дала оценку встрече Меркель.
Переговоры, как отметила она, все-таки были полезными, и проводить их надо «постоянно и регулярно». В этой связи напомним, что встреча в Берлине стала четвертой. Первый саммит прошел в Нормандии в июне 2014 года во время празднования 70-летия высадки союзников. В феврале 2015-го состоялись 17-часовые переговоры в столице Белоруссии, когда и были выработаны Минские соглашения. Следующая встреча была организована год назад в Париже.
Главным итогом берлинских переговоров стала договоренность о разработке проекта «дорожной карты» по выполнению Минских договоренностей, который должен быть подготовлен и вынесен на утверждение в течение ближайшего месяца. При этом Меркель высказала мнение, что над этим документом еще предстоит тщательно работать. «Эти шаги еще детально не прописаны в Минском комплексе мер, по ним существуют очень разные политические представления», – пояснила она. А это значит, что глав МИД «нормандской четверки» ждет интенсивная работа. После разработки и согласования документа министрами он будет подписан лидерами «нормандской четверки».
По словам Меркель, в Берлине была достигнута договоренность о создании четырех новых зон разведения сил в Донбассе. Порошенко уточнил, что Киев настаивает на включении в список этих зон города Дебальцево, который на момент подписания Минска-2 якобы был под контролем украинских военных.
Не вполне ясным остался вопрос о функциях и полномочиях миссии ОБСЕ в Донбассе. Как сообщил журналистам Путин, его коллеги «подтвердили готовность расширить миссию ОБСЕ в зоне отвода и в пунктах хранения тяжелой техники». В свою очередь, Порошенко пытался представить дело так, будто участники встречи договорились о введении в регион полицейской миссии под эгидой ОБСЕ. Однако Меркель была более осторожной в высказываниях и фактически опровергла слова Порошенко. «Когда будет подготовлен закон о выборах, когда будет выработан рабочий процесс, тогда можно будет говорить о миссии ОБСЕ, которая может быть вооруженной, – сказала канцлер, отметив, что сейчас этот вопрос не имеет «абсолютной срочности» в отличие от закона о выборах.
Организация выборов в Донбассе, кстати, тоже интерпретировалась по-разному. Если верить Порошенко, то лидеры договорились продолжить работу на уровне рабочих подгрупп контактной группы по подготовке концепции избирательного законодательства, имплементации так называемой формулы Штайнмайера (особый порядок местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на временной основе в день выборов и на постоянной основе – после опубликования отчета ОБСЕ об итогах выборов. – «НГ»). При этом «про выборы сейчас речь не идет». А вот по словам Олланда, подготовка выборов должна стать одним из главных приоритетов. «И это будет основная задача для наших министров на ближайшие дни», – заявил он, перечисляя основные пункты «дорожной карты».
В чем же «четверка» была едина, так это в понимании безальтернативности Минских договоренностей. «Все участники сегодняшней встречи подтвердили, что в основе урегулирования на юго-востоке Украины должны лежать Минские соглашения», – сказал Путин. При этом он выразил сожаление, что добиться чего-то конкретного в вопросах гуманитарного характера не удалось. «Здесь, пожалуй, продвижение самое минимальное, поскольку связано это было бы прежде всего с организацией социальных выплат, пособий, – пояснил президент. – К сожалению, здесь прогресса пока никакого нет».
Нет до сих пор прогресса и в том, что касается прекращения постоянно растущего числа нарушений перемирия. Только 14 октября представители ОБСЕ насчитали 854 взрыва в зоне конфликта. При этом чаще всего трудно точно определить, какая из сторон первой начала стрелять. «Факт, что обе стороны нарушают Минские соглашения», – сказал заместитель главы наблюдательной миссии СММ ОБСЕ на востоке Украины Александр Хуг.
Однако он считает достижимой ситуацию, в которой столкновения между украинской армией и ополченцами после встречи «нормандской четверки» в Берлине можно прекратить в кратчайшие сроки. По словам Хуга, в конце августа было зафиксировано более 1 тыс. нарушений перемирия. Потом стороны конфликта решили в Минске вернуться к перемирию, и практически за ночь число нарушений сошло почти до нуля. Это свидетельствует о том, что стороны в состоянии контролировать ситуацию.
Опрошенные «НГ» эксперты относятся к возможным результатам встречи в Берлине более сдержанно. Директор Института стратегических оценок Александр Коновалов считает главным результатом переговоров уже то, что они вообще состоялись. «Путин и Порошенко за одним столом уже давно не сидели, – сказал он. – Но по-настоящему большого продвижения в имплементации Минска-2 как не было, так и нет. Трудно представить, чтобы Порошенко внес в Верховную раду какие-либо изменения в Конституцию, включая особый статус Донецка и Луганска, и «не свернул бы себе шею» на этом пути. Но сторонам все еще не удалось выработать механизм, который будет служить предохранителем, не допускающим перерастания вялотекущего конфликта в большую войну в Европе».
По мнению доцента РГГУ Александра Гущина, сами по себе Минские соглашения далеко не идеальны и в принципе не могут привести к окончательному миру. «Однако чтобы ни говорили в августе с обеих сторон о том, что «нормандский формат» бессмысленен, он себя не изжил, так как альтернативы ему нет, – отметил он в беседе с «НГ». – В этом смысле сам факт встречи в Берлине несомненно позитивен. Сегодня можно говорить о тактическом успехе с обеих сторон, но не стратегическом прорыве».
Гущин считает, что связь с Европой для России очень важна: «Поездка Путина в Берлин была необходима не только для урегулирования ситуации на юго-востоке Украины, но и для поддержания в целом отношений с Европой». Эксперт полагает, что новый этап надежд на прорыв в Донбассе появится только после европейских выборов 2017 года. Хотя Меркель предложила сделать встречи в «нормандском формате» регулярными и заявила, что Франция и Германия намерены и впредь сопровождать Минский процесс.