Фото GettyImages
Реакция мирового сообщества на воздушный удар, который нанесла 8 октября авиация саудовской коалиции по траурной процессии в Сане, оказалась быстрой, но в то же время какой-то вялой и противоречивой. Получилось почти по Диккенсу: «Платье мисс Токс, вполне элегантное и благопристойное, было, впрочем, мешковато и убого». С одной стороны, трагедию, в результате которой погибли от 140 до 220 человек и более 500 пострадали, осудили все, кому это и было положено сделать по служебным обязанностям. Генсек ООН Пан Ги Мун призвал как можно скорее привлечь к ответственности всех виновных. Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раадаль-Хусейн потребовал провести независимое расследование и опубликовать его результаты. Спецпосланник ООН по Йемену Исмаил Ульд Шейх Ахмед обратился ко всем политическим лидерам с просьбой «воздержаться от причинения вреда миру и безопасности».
Осудили варварскую бомбардировку и США с Великобританией. Госсекретарь Джон Керри сначала заявил, что Вашингтон пересмотрит поддержку коалиции. К этому же сводилось и выступление представителя Совета национальной безопасности при Белом доме Неда Прайса. По сообщению Reuters, чиновник подтвердил намерения США провести анализ и без того значительной помощи, которую оказывают американцы коалиции. Только в 2015 году саудовцы получили новейшее оружие из США на сумму 1,3 млрд долл. Однако после телефонного разговора с наследным принцем Бен Сальманом Керри слегка отыграл назад, поддержав требования королевства к йеменским хоуситам о прекращении огня и отводе их отрядов с оружием от границ. Лондон заявил о готовности направить своих технических специалистов, а также юристов и следователей для проведения независимого расследования с использованием параметрических данных, записи радиопереговоров и опросов свидетелей.
С другой стороны, ООН даже не удалось принять совместное заявление по событиям в Йемене. Предложенный Великобританией текст, по словам постпреда РФ при ООН Виталия Чуркина, оказался «настолько слабым и размытым, что даже не было смысла его как-то корректировать», к тому же проект документа «не соответствовал произошедшему». Несколько смутила и просьба спецпосланника ООН перенести свое выступление с докладом по Йемену с 20 на 31 октября. Как будто конфликт там начался только что, а не продолжается уже третий год, и Шейх Ахмед работает в полном одиночестве, не имея ни советников, ни секретарей.
В первые после трагедии дни саудовцы отрицали свою причастность к убийству участников похорон отца министра иностранных дел повстанцев-хоуситов. Потом все же признали сначала участие одного самолета коалиции в налете на Сану, причем в неофициальном порядке, а затем, уже вполне официально, – нескольких самолетов. Однако, по саудовской версии, трагедия произошла по ошибке.
«Ошибка» очень похожа на ту, которую допустили американские летчики во время удара по сирийским правительственным войскам в Дейр-аз-Зоре, тем более что произошла как раз в тот момент, когда на похороны приехали старейшины хоуситских племен, представители командования воинских частей, верных бывшему президенту Али Абделле Салеху, члены Высшего политического совета. Соблазн уничтожить одним ударом все руководство сил, которые противостоят группировке отстраненного от власти президента Хади, поддерживаемого саудовской коалицией, оказался для Эр-Рияда слишком велик. Если раньше саудовцы бомбили процессии свадебные, то сейчас переключились на похоронные.
В ответ на авианалет лидеры хоуситов призвали своих сторонников отправляться на фронт, чтобы отомстить за убитых. В свою очередь, Саудовская Аравия отправила дополнительные контингенты своих войск в районы боевых действий. Трижды с территории, которую контролируют хоуситы, был обстрелян ракетами американский эсминец Mason, правда, ни одна ракеты до цели так и не долетела. Ответными ударами американские моряки уничтожили три РЛС хоуситов, которые утверждают, что не имеют никакого отношения к обстрелам корабля.
Скорее всего в ближайшее время следует ожидать нового витка эскалации боевых действий между саудовской коалицией и хоуситами. По мнению старшего научного сотрудника ИМЭМО Виктора Надеина-Раевского, хоуситы обязательно отомстят за гибель своих единоверцев. Эта месть может вылиться в восстания племен, проживающих на территории провинций Асир, Джизан и Наджран, аннексированных саудовцами еще в 1930-е, а также в активизацию партизанских действий в горных районах.
Сегодняшняя политическая карта Йемена напоминает такие же лоскутные одеяла, как в Ливии, Ираке или в Сирии. Основные его «куски» контролируют: группировка хоуситов и часть йеменской армии, которая осталась верна Салеху; группировка сбежавшего из Саны президента Хади со своей частью бывшей армии; саудовская коалиция, на штыках которой во многом и держится Хади; «Исламское государство» и «Аль-Каида» (запрещены в РФ), которые часто действуют заодно. Кроме того, в стране действуют еще десятки мелких групп и группировок.
За два года войны Йемен потерял, по разным оценкам, от 4 до 7 тыс. человек только убитыми. В эту цифру не входят дети, погибшие от голода, отсутствия лекарств и медицинской помощи. Экономический ущерб составил свыше 14 млрд долл. Продолжение войны, которую ведет Эр-Рияд, чревато дезинтеграцией королевства. Оправдывать же собственную авантюру необходимостью противостоять экспансионизму Ирана, который якобы помогает хоуситам, означает слишком преувеличивать роль Тегерана в регионе. Во-первых, хоуситы для Тегерана далеко не то же самое, что «Хезболла». Во-вторых, иранцы оказывают им больше моральную и дипломатическую поддержку, чем военную. Во всяком случае, еще ни разу Тегеран не поймали за руку с поставками оружия хоуситам или с оказанием помощи военными советниками.
А те проблемы, с которыми столкнулся сегодняшний Йемен, начались с тех пор, как обе страны объединились. Оказалось, что разница между бывшими Северным и Южным Йеменом куда больше, чем между частями какой-либо другой страны. Решить эти проблемы с помощью внешних сил невозможно.