Фото GettyImages
Политические силы, выступающие за независимость, объявили о намерении использовать властные институты Каталонии для проведения в сентябре 2017 года референдума об отделении от Испании. Это намерение является еще одним шагом на том бесплодном и депрессивном пути, на который вступил четыре года назад тогдашний председатель правительства Каталонии Артур Мас. Злоупотребляя служебным положением, Мас мобилизовал весь доступный ему административный ресурс для ускоренного создания нового государства. Его попытки всегда заканчивались ничем, однако ни одно общество, особенно в условиях кризиса, не может не испытать пьянящего искушения попробовать начать все заново. К счастью, и каталонское, и испанское общество проявило зрелость и в целом смогло оказать сопротивление давлению и сепаратистской политике государственной власти, каковой является правительство Каталонии, которое, похоже, перестало служить интересам всего населения и, без сомнения, забыло значение слова «плюрализм».
Совершенно очевидно, что сторонники суверенитета упорно продолжают настаивать на своем. Вместо того чтобы открыться и дать возможность достичь справедливых и разумных соглашений, они предпочитают испепелять энергию всех нас в незатухающем огне процесса, который поддерживает меньшинство граждан. Да, число их велико, и они активны и настойчивы, но все же они в меньшинстве. Перед лицом этой настойчивости считаю своим долгом и обязанностью еще раз заявить, что отделение Каталонии – это мертворожденный проект. Во-первых, потому что он незаконен. В мире нет ни одной демократической Конституции, где бы признавалось право на самоопределение (за исключением Эфиопии и Сент-Китс и Невис – двух антильских островов, создавших федерацию). Европейский союз предусматривает в своих договорах возможность выхода государства-члена, но тем не менее не допускает возможности того, чтобы какой-либо из их регионов мог превратиться в суверенное государство и автоматически стать полноправным членом ЕС.
Прошедший референдум о выходе Великобритании из ЕС учит нас, что нормы, принятые в Евросоюзе, должны соблюдаться без политической предвзятости и без юридических фантазий. И наконец, напомню, что общепризнанная доктрина международного права, принятая для обеспечения мира на земле, устанавливает, что решение вопроса о самоопределении в рамках ООН предусмотрено исключительно для ликвидации колониального статуса и для случаев грубых нарушений базовых прав человека, что, разумеется, неприменимо к такой демократической стране, как Испания, где существуют прочные федеральные связи. Все это известно силам, выступающим за независимость, но они не оставляют свои фантазии в надежде осуществить бездумный замысел, при котором их действия нарушат положения нашей Конституции, правила Евросоюза и постулаты международного права. Вынужден разочаровать их: они ничего не достигнут.
Испания – страна с прочной демократией и неоспоримо крепкими государственными институтами. Положение в нашей стране нельзя сравнить ни с СССР, ни с агонией Югославии. Совсем наоборот: Испания занимает высокое положение и вносит немалый вклад в деятельность ООН, НАТО, ОБСЕ и Совета Европы. Наша подпись стоит под самыми уважаемыми договорами в области международного права и защиты прав человека. Наша страна пользуется авторитетом и, осмелюсь утверждать, любовью во всем мире. Ни один большой или малый член мирового сообщества, как бы он в принципе ни относился к идее отделения, не согласится признать независимость Каталонии.
Однако мы не должны ограничиваться лишь юридическими аспектами. Необходимо также отметить отсутствие в проекте, продвигаемом сторонниками независимости, того, что можно назвать демократической этикой. Трудно согласиться с тем, что нужно лишь снова и снова проводить незаконные референдумы и внутриавтономные выборы до тех пор, пока их инициаторы не получат желаемого результата. Кроме того, неприемлем с моральной точки зрения тот факт, что в XXI веке, когда все демократические дискуссии строятся вокруг того, как обеспечить вовлеченность во все процессы самых разнообразных групп, в Каталонии обсуждается вопрос о политическом разделении представителей разных культур, языков и национальностей. Как не раз говорил министр иностранных дел Канады и большой защитник федерализма Стефан Дион, отделение – это аномальное явление в демократическом обществе, так как оно заставляет нас решать, кто из наших знакомых, друзей и родственников превратится в иностранца, а кто останется членом нашего политического сообщества. Ни одно общество не заслуживает такого потрясения.
Таким образом, если какой-либо из органов правительства Каталонии будет настаивать на том, чтобы вновь пойти по этому пути, правительство Испании будет действовать с сознанием того, что на его стороне не только закон, но и демократическая мораль, на которой этот закон зиждется. Испания неделима, она представляет собой демократическое общество, позволяющее гарантировать равноправие и создавать возможности для того, чтобы все граждане жили в материальных условиях, сопоставимых с условиями любого окружающего нас общества. Ни одна партия, организация или учредительный орган не может распоряжаться правом, данным испанскому народу статьей 1.2 Конституции. А именно: только испанский народ определяет свое будущее в формально установленных рамках. Ни один испанец не может быть лишен права гражданства на территории Каталонии и ни один каталонец не перестанет быть гражданином всей Испании.
Тем не менее не будем обрекать себя на повторение в 2017 году споров, трений и неудач, которые накопились с 2014-го. Сменим тему. Правительство Испании, как только оно будет сформировано и каким бы оно ни было, будет все так же открыто к диалогу по всем вопросам, по которым возможны договоренности и практические решения как для каталонского общества, так и в целом для Испании. Но чтобы эта смена темы произошла, необходимо, чтобы правительство Каталонии перестало бросать вызов закону и вернулось к конституционному согласию 1978 года, под знаком которого Каталония и вся Испания достигли наивысшего процветания за всю свою историю. Мое предложение – следовать строкам Сальвадора Эсприу, призывающим к взаимопониманию: «Наведи мосты понимания, постарайся постичь, полюбить разноплеменную речь детей твоих».