В Лондоне состоялась еще одна "сирийская встреча". Фото Gettyimages
Сегодня в Лозанне продолжатся переговоры о судьбе Сирии, начатые в субботу главами МИД России, США и семи важнейших региональных государств. Тогда встреча закончилась без подписания какого-либо совместного заявления, однако, по словам Сергея Лаврова, были выдвинуты несколько идей. Поскольку министерский слет в Швейцарии проходил без участия европейских дипломатов, вчера в Лондоне состоялась еще одна «сирийская» встреча – уже с главами МИД стран ЕС.
Незадолго до общей беседы в Лозанне Лавров и его американский коллега Джон Керри уселись за стол переговоров тет-а-тет – впервые после объявленной Вашингтоном «заморозки» контактов с Москвой по Сирии. Беседа глав двух внешнеполитических ведомств длилась примерно 40 минут и была охарактеризована официальным представителем Госдепартамента Джоном Кирби как деловая. После этого пришло время обсудить ситуацию вокруг Алеппо с участием Лаврова, Керри и министров иностранных дел стран, которых напрямую касаются сирийские события, – Ирана, Катара, Саудовской Аравии, Турции, Египта, Ирака и Иордании. Также в Лозанну приехал спецпредставитель ООН по Сирии Стаффан де Мистура.
«Я бы сказал, что есть несколько идей, которые обсуждались в этом кругу, представляющем достаточно влиятельные страны, которые могут воздействовать на ситуацию, – заявил Лавров по итогам швейцарских переговоров. – Мы договорились о продолжении контактов в ближайшие дни в расчете на некие договоренности, которые помогут продвигать урегулирование». Очевидно, что идеи были предложены министрами стран региона. Напомним, что на фоне эскалации военных действий вокруг Алеппо очередной раунд межсирийских переговоров, который был запланирован на конец лета, так и не состоялся.
Американский госсекретарь, в свою очередь, сообщил журналистам, что участниками встречи в Лозанне был достигнут консенсус по ряду вопросов, которые могли бы привести к прекращению огня, но признал, что были и напряженные моменты. «Я бы охарактеризовал это как образец желаемого, – цитирует Reuters Керри. – Это был мозговой штурм и первое настолько откровенное обсуждение». По его мнению, такие переговоры могут принести больше результатов для сирийского урегулирования. «Даже в МГПС (Международная группа поддержки Сирии. – «НГ») у нас не было такой структуры, которую мы собрали сейчас: она была слишком большой, – сказал госсекретарь. – Вот почему мы урезали формат и собрались в таком составе».
В сообщении российского МИДа о результатах лозаннских переговоров говорится, что акцент был сделан на задаче по восстановлению «режима тишины» в Алеппо. «Подтверждена приверженность всех участников встречи сохранению Сирии в качестве целостного, независимого и светского государства, в котором будущее своей страны определят сами сирийцы в ходе инклюзивного политического диалога», – сообщается на сайте российского внешнеполитического ведомства. Причем российская сторона в ходе переговоров в очередной раз подчеркнула важность отмежевания умеренной оппозиции от радикальных исламистских группировок, например, таких как «Джебхат Фаташ аш-Шам» (бывшая «Джебхат ан-Нусра», запрещена в России).
«Региональные игроки являются реальными силами, воздействующими на развитие ситуации в Сирии, – отметил в разговоре с «НГ» профессор кафедры современного Востока факультета истории, политологии и права РГГУ Григорий Косач. – Поэтому их привлечение с самого начала было абсолютно оправданным. Российско-американские контакты – это, конечно, чрезвычайно важно, но без учета точки зрения региональных игроков результаты этих контактов, как выяснилось, были сведены к нулю. Да, Россия пришла в Сирию, но Саудовская Аравия или Иран играли свои роли там значительно раньше и во многом развивали события в этой стране. Даже с появлением России мало что изменилось. Иран поддерживает сирийский режим активнее, чем Россия, и преследует цели, которые не всегда совпадают с российскими. Саудовская Аравия продолжает поддерживать оппозиционные группировки. Турция имеет собственные виды на Сирию».
Подходящим сценарием развития сирийских событий для Эр-Рияда, по мнению эксперта, стали бы более жесткие действия США «на земле». «Для Саудовской Аравии было бы оптимальным вариантом американское вмешательство, пусть даже косвенное, – пояснил Косач. – Конечно, она прекрасно понимает все сложности, стоящие перед Обамой относительно прямого военного вмешательства в Сирии, но по крайней мере поставки оружия оппозиции ее бы устроили». Эксперт уверен, что Эр-Рияд считает роль Вашингтона в сирийском вопросе очень низкой. «Саудовская Аравия в течение всего истекшего периода требовала большего внимания к сирийским проблемам, – отметил Косач, – большего внимания к процессу сдерживания России и требовала большей поддержки для сирийской оппозиции, но не находила ответа у этой страны».
В британской столице же прошла министерская встреча по Сирии уже без участия России и региональных стран. Ее хозяином стал глава Форин-офиса Борис Джонсон, который за последнюю неделю успел сделать несколько жестких заявлений относительно российской позиции по Сирии. Так, бывший мэр Лондона высказался о возможных антироссийских санкциях за кризис в восточном Алеппо, где войска официального Дамаска при поддержке российской авиации продолжают наступление. Не исключено, что темой лондонской встречи стали меры воздействия на Москву в связи с эскалацией насилия «на земле».