Фото Drew Angerer\Gettyimages.ru
Наш мир сталкивается с колоссальными вызовами. Граждан и лидеров стран разделяют глухие стены недоверия. Экстремисты делят людей на группы по принципу «свой» и «чужой». Земля обрушивает на нас поднимающиеся морские воды и испытывает нас рекордной жарой. 130 млн человек нуждаются в жизненно необходимой помощи, десятки миллионов из них дети и молодые люди – наше следующее поколение – уже в опасности.
Тем не менее после 10 лет работы в должности генерального секретаря ООН я убежден, что положить конец войнам, бедности и репрессиям, ликвидировать разрыв между богатыми и бедными и сделать соблюдение прав реальностью в жизни людей – все это в наших силах. Определив 17 целей в области устойчивого развития, мы имеем новый манифест для лучшего будущего. А заключив Парижское соглашение об изменении климата, мы решаем важнейшую проблему нашего времени.
Сегодня эти крупные успехи находятся под ударом, поскольку возникли серьезные угрозы в сфере безопасности. Вооруженные конфликты стали более затяжными и сложными. Проблемы в области государственного управления привели к дестабилизации ситуации во многих обществах. Процесс радикализации подрывает социальную сплоченность – именно к такому результату стремятся экстремисты и приветствуют его. Трагические последствия можно увидеть на жестоких примерах от Йемена до Ливии и Ирака и от Афганистана до Сахеля и бассейна озера Чад.
Конфликт в Сирии отличается наибольшим числом погибших и провоцирует самую масштабную нестабильность, а правительство Сирии продолжает сбрасывать «бочковые бомбы» на жилые кварталы, и влиятельные покровители продолжают кормить военную машину. Привлечение к ответственности за совершение жестоких преступлений, таких как недавнее нападение на гуманитарный конвой ООН Сирийского арабского общества Красного Полумесяца, имеет огромное значение. Я продолжаю оказывать давление на все влиятельные стороны, чтобы приступить к переговорам для начала давно необходимого политического переходного процесса. Будущее Сирии не должно зависеть от судьбы одного человека.
Слишком во многих странах лидеры переписывают конституции, манипулируют выборами, лишают свободы своих оппонентов и делают иные отчаянные шаги, чтобы удержать власть. Лидеры должны понять, что власть – это доверие людей, а не личная собственность.
Совсем недавно принятая Нью-Йоркская декларация о беженцах и мигрантах может помочь нам более эффективно решать проблему самого масштабного насильственного перемещения людей со времени Второй мировой войны. Слишком часто беженцы и мигранты, в частности мусульмане, сталкиваются с ненавистью. Мир должен выступить против политических лидеров и кандидатов, которые вовлечены в темные и опасные политические расчеты, с помощью которых они добавляют голоса, но разделяют людей и преумножают страх.
Подводя итоги 10-летней работы, я горжусь тем, что заработала структура «ООН-женщины», которая стала поборником гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин и которая стремится к достижению целей инициативы «Планета 50–50». Я горжусь тем, что могу назвать себя феминистом. Тем не менее мы должны сделать гораздо больше, чтобы положить конец глубоко укоренившейся дискриминации и хроническому насилию в отношении женщин и более широко вовлекать их в процесс принятия решений. Я также решительно защищал права всех людей, независимо от их этнического происхождения, религии или сексуальной ориентации, а также свободы гражданского общества и независимых средств массовой информации, чтобы они продолжали выполнять свои важные функции.
Дальнейший прогресс потребует нового уровня солидарности и неустанных усилий, направленных на укрепление операций по поддержанию мира и адаптацию ООН к вызовам XXI века. Государства-члены до сих пор не договорились о формуле для реформирования Совета Безопасности, а это угрожает его эффективности и легитимности. Слишком часто я выслушивал хорошие идеи и широко поддерживаемые предложения, которые затем блокировались в Совете, Генеральной Ассамблее и других органах, пока шел поиск консенсуса. Консенсус не следует путать с единодушием. Оно в конечном счете наделяет несколько стран или даже только одно государство несоразмерной властью и держит мир в заложниках по важным вопросам.
В последнее десятилетие я посетил почти все государства – члены ООН. Я видел не просто правительственные здания и достопримечательности – я видел удивительные способности людей. Идеальный мир может лежать далеко за горизонтом. Но путь к лучшему миру, более безопасному миру и более справедливому миру знает каждый из нас. 10 лет спустя я знаю, что, работая вместе, работая объединившись, мы сможем прийти к нему.