Фото Gettyimages
Российско-украинский конфликт и присоединение Крыма стали камнем преткновения в ходе предвыборной кампании в США. Известная американская журналистка Труди Рубин, прославившаяся в свое время вопросом «Who is Mister Putin?», объяснила «НГ», что кандидат от республиканцев Дональд Трамп пытается сделать козырем своей кампании «броманс» между ним и российским президентом Владимиром Путиным. Однако возможность признания Крыма Трампом отвергают даже в его собственной партии. А опрошенные газетой рядовые американцы зачастую вообще не слышали о присоединении полуострова.
По словам Труди Рубин, американские журналисты подметили, что Дональд Трамп активно пропагандирует в СМИ свое хорошее отношение к Владимиру Путину, а тот завуалированно отвечает ему взаимностью. Отношения двух политиков Рубин охарактеризовала термином «броманс» – производное от слов «брат» и «роман». Термин появился относительно недавно и означает стойкую взаимную симпатию или крепкую дружбу между двумя гетеросексуальными мужчинами.
Журналистка уточнила, что в Америке одной из весьма обсуждаемых тем стало появление Трампа на российском госканале Russia Today, имеющем на Западе репутацию рупора кремлевской пропаганды. В связи с этим у либеральной части американского электората возникли новые вопросы к кандидату от республиканцев: «А не окажется ли он в «путинском кармане»? Какой будет его позиция относительно НАТО, стран Балтии, которые называют Россию своей главной внешнеполитической угрозой, и, конечно, российско-украинского конфликта?»
Ведь ранее Трамп уже допустил, что Америка может признать Крым российским. «А на прошедшем на минувшей неделе мероприятии в ООН Трамп не стал встречаться с украинским президентом Петром Порошенко, что едва ли было случайным, в то время как Хиллари Клинтон такую встречу провела», – сказала Рубин. Позиция Трампа и Клинтон по Крыму и Украине, а также его поддержка российского президента будут иметь влияние на наиболее образованных и следящих за политикой избирателей, полагает она.
Мнения рядовых американцев зависят от их политических предпочтений. Приведем лишь несколько примеров из бесед корреспондента «НГ» с жителями Пенсильвании, которая относится к числу неопределившихся штатов. То есть однозначных прогнозов об итогах голосования там пока нет. Некоторые голосующие за Трампа поддерживают его позицию относительно Путина, но исключительно в контексте внутренней политики США.
Опрос граждан на улице Филадельфии выявил такую картину – большинство из опрошенных корреспондентом «НГ», во-первых, поддерживают Клинтон, а во-вторых, мало слышали о российско-украинском конфликте. «Россия присоединила к себе Крым? Вау! То есть вы стали еще больше?» – отвечая на вопрос «НГ» о том, как скажется на итогах голосования позиция Трампа, заявил житель Филадельфии Тим Робинс. Он подчеркнул, что крымский вопрос совершенно точно не будет для американцев определяющим, поскольку большинство из них волнует только внутренняя политика.
С другой стороны, с тем, что Трамп может повлиять на позицию США в связи с присоединением Крыма, не согласны даже в его собственной партии. На пресс-конференции в штаб-квартире отделения Республиканской партии по округу Делавер (штат Пенсильвания) руководитель отделения Майкл Пупио, отвечая на вопрос «НГ», заявил о категорическом несогласии с позицией своего кандидата. «Думаю, что Америка не признает Крым частью России. Вне зависимости от того, что там назаявлял Трамп, у нас есть конгресс, который на это не пойдет, есть, наконец, Верховный суд».
Такого же мнения придерживается эксперт по избирательным технологиям Ларри Кейслер, ранее работавший на Трампа. «Российский фактор, безусловно, играет роль в американской избирательной кампании. Скажем, тех, кто следит за внешней политикой, должны насторожить заявления о поддержке достаточно агрессивного, по мнению властей США, российского президента, а значит, и того, что он делает в Сирии», – говорит Кейслер, имея в виду, что по сирийскому вопросу наши страны находятся по разные стороны баррикад. Он также выразил сомнение, что признание Крыма Америкой произойдет в обозримой перспективе.
Труди Рубин на вопрос «НГ», что бы она сейчас, 16 лет спустя после своего знаменитого вопроса «Who is Mister Putin?», спросила у Путина, ответила, что уточнила бы следующее: «Хочет ли Путин присоединить и Украину или же он решил отказаться от проекта «Новороссия»? И какова его стратегия по Сирии?» Ответ же на свой первый вопрос: «Кто такой Путин?» – американцы уже получили.
Филадельфия