Фото Defne Karadeniz\Gettyimages.ru
Через почти три недели после подписания в Женеве российско-американских соглашений по Сирии шансов на достижение мира в этой стране оказалось намного меньше, чем было до 12 сентября, когда эти договоренности вступили в силу. Постпред РФ в ООН Виталий Чуркин на экстренном заседании Совета Безопасности 25 сентября, созванном по инициативе США, Франции и Великобритании, заявил, что «возвращение к миру стало почти невыполнимой задачей». За короткий срок мировое сообщество прошло дистанцию огромного размера: от умеренного оптимизма и даже чуть ли не эйфории по поводу Женевских соглашений до глубокого разочарования и досады. В регионе начинается новый виток эскалации напряженности.
Теперь на пути к миру в Сирии кроме уже привычных препятствий в виде требований ряда западных держав, прежде всего США, к России и Сирии прекратить боевые действия против отрядов оппозиции обозначились новые, точнее, старые, лишь на время забытые. Вот только некоторые из них:
– координатор Высшего комитета по переговорам (ВКП) сирийской оппозиции Риад Хиджаб призывает США использовать пресловутый план «Б», то есть более жесткую стратегию по отношению к Сирии и России, и срочно поставить оппозиции новейшее вооружение, прежде всего переносные зенитные ракетные комплексы;
– выступая перед американским сенатом, председатель комитета начальников штабов Джозеф Данфорд заявил о необходимости введения бесполетных зон для сирийской, а теперь и для российской авиации над территорией, где ведутся боевые действия. Он отметил, что технически Вашингтон способен обеспечить такие зоны, однако в нынешних условиях это приведет к началу войны с Россией и Сирией;
– западные державы вновь заговорили об использовании правительственной армией химического оружия, хотя еще три года назад это оружие было из Сирии вывезено и уничтожено под строгим международным контролем. Между тем официальный Дамаск устами своего постпреда при ООН Башара Джаафари сделал заявление о том, что боевики из организации «Ахрар аш-Шам» планируют при нападении на гражданское население использовать белый фосфор. Для этого террористы оденутся в форму военнослужащих сирийских правительственных войск и задокументируют все на видео.
Все это происходит на фоне огульного обвинения Москвы и Дамаска во всех смертных грехах, начиная от варварской бомбардировки мирного населения, уничтожения гуманитарного конвоя и заканчивая нежеланием прекращать огонь и садиться за стол переговоров. Чего стоит одно только рассчитанное на театральный эффект недавнее заявление госсекретаря Джона Керри, сделанное на встрече с верховным комиссаром ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини и министрами иностранных дел Франции, Италии и Германии. Он призвал Россию «наладить работу с международным сообществом с целью принести мир людям, которые буквально голодают и жаждут получить шанс жить так, как они хотят, чтобы на них не сбрасывали бочковые бомбы и снаряды с химическим оружием».
Непонятно, что помешало тем же США заставить своих подшефных боевиков проявить сознательность и присоединиться к режиму прекращения огня вслед за сирийской армией, которая, как оказалось, была единственной стороной, соблюдавшей перемирие и отошедшей со своих позиций, как того требовали Женевские соглашения. Более того, сирийские войска соблюдали перемирие в условиях, когда на них фактически беспрерывно оказывалось огневое воздействие со стороны террористов «Исламского государства» (ИГ), «Джебхат ан-Нусры» (запрещены в РФ) и боевиков из оппозиции. И почему за неспособность или нежелание американцев убедить оппозиционеров прекратить огонь должны нести ответственность Дамаск и Москва?
И уж совсем непонятно, как можно было промахнуться и нанести авиаудар по сирийским войскам в районе Дейр-эз-Зора, где фактически был разгромлен целый батальон правительственных войск. В эту ошибку еще можно было бы поверить: в конце концов трагедии, когда целятся по противнику, а попадают по своим, случаются на войне. Однако сразу же после налета боевики «Джебхат ан-Нусры» как по команде атаковали позиции сирийских войск. В такое совпадение способен поверить разве что совсем уж наивный человек. Между тем межарабский спутниковый телеканал «Аль-Маядин» со ссылкой на министра иностранных дел Сирии Валида Муаллема сообщил, что незадолго до удара ВВС США по правительственным войскам сирийцы перехватили радиопереговоры между американскими войсками и террористами из ИГ.
К сожалению, за последнюю четверть века все это было уже не один раз. И в бывшей Югославии, когда единственными виновниками зверств гражданской войны оказались сербы. И в Ираке, и в Ливии, когда, принимая решение на вторжение или бомбардировку, использовались «неточные разведданные» и не принимались во внимание возможные последствия. Это было в Донбассе, когда от Москвы требовали убедить руководство ДНР и ЛНР отвести свои силы, чтобы спасти попавшие в «котлы» украинские части, а потом эти же части расстреливали мирные кварталы.
Теперь это повторилось в Сирии. Поверив в обещание американцев вести совместную скоординированную борьбу против террористов, Москва снова рискнула и снова наступила на те же грабли. Уже совершенно неважно, был ли это заранее спланированный обман или договоренности рассыпались в прах в результате резкого обострения противоречий между Госдепом и Пентагоном, или военные в США слишком много взяли на себя, не подчинившись своему верховному главнокомандующему Бараку Обаме. Важно другое. Фактически нас обманули. Оказалось, что договоренности заключались только ради того, чтобы дать отрядам оппозиции и тех же террористов передышку, возможность перегруппироваться и получить пополнение. Но рано или поздно таким «лохотронам» должен наступить конец. И, похоже, он наступил. Чуркин заявил, что «Москва не будет больше соглашаться на односторонние шаги по урегулированию ситуации в Сирии».
Да, придется воевать с террористами без американцев. Вместе, конечно, было бы сподручнее. Но только в случае, если воевать по-честному, в том смысле, чтобы относиться друг к другу по-партнерски, без подставы и обмана, не выводя из-под ударов того, кто считается общим противником, чтобы потом при необходимости направить его против вас.