Соперники за пост президента США разошлись во взглядах практически по всем вопросам. Фото Reuters
Первый раунд теледебатов между кандидатами на пост президента США Хиллари Клинтон и Дональдом Трампом ознаменовался ослаблением позиций последнего. Как поведение Трампа повлияет на расклад кампании, станет ясно позднее. Однако некоторые заявления, сделанные им в ходе эфира, согласно проведенным опросам, подорвали доверие 100-миллионной аудитории к республиканцам. Из кинотеатра города Коламбус в штате Огайо, где трансляцию смотрел корреспондент «НГ», зрители выходили усмехаясь.
В Соединенных Штатах первые дебаты республиканцев и демократов стали настоящим событием. В девять вечера кафе и рестораны Коламбуса, в которых есть телевизоры, были заполнены людьми. Прямая трансляция шла даже в местном кинотеатре – причем к ее началу свободных мест почти не осталось.
И купившие билеты не разочаровались – практически с первых минут обсуждение политических программ превратилось в реалити-шоу. Пикировку кандидаты начали с экономических вопросов. Дональд Трамп сразу поднял излюбленную им тему возвращения рабочих мест в Америку, призвав обложить дополнительным налогом компании, предпочитающие собирать оборудование, скажем, в Мексике. А также упрекнув Хиллари Клинтон в подписании ее мужем соглашения о Североамериканской зоне свободной торговли (NAFTA), ставшего «худшим в истории для американской экономики».
Оправдания кандидата от демократов в том, что она эти соглашения не поддерживала, поначалу звучали не очень убедительно. Так же как и обещания построить экономику для всех, а не только для верхушки истеблишмента. После этих слов Клинтон в зале раздался смех: ведь не секрет, что именно Клинтон называют одним из самых ярких представителей этой верхушки.
Однако дальше понесло уже Трампа. Скажем, на пассаж Клинтон о том, что надо развивать зеленую экономику и инвестировать в солнечные панели, республиканец безапелляционно заметил, что инвестировал в них и инвестиции «накрылись медным тазом». На вопрос ведущего, когда он все-таки обнародует свои налоговые декларации, Трамп сначала заявил, что готовится это сделать, потом оговорился, что против этого возражают юристы, и попытался перевести тему на использование Клинтон личной электронной почты во время работы госсекретарем.
Кандидат от демократов в ответ поддела Трампа, заявив, что он скрывает налоги, «потому что на самом деле не такой щедрый и богатый», каким хочет казаться, а также указала, что знает истории людей, которым миллиардер не заплатил за работу на него. «Может, они плохо работали – так же как и вы?» – парировал Трамп.
Не совсем полноценной получилась дискуссия и по вопросам безопасности – как внутренней, так и внешней. Отвечая на вопрос об участившихся убийствах полицейскими темнокожего населения, Клинтон объявила, что первым делом направит бюджет на программу тренинга полицейских.
«Нам нужны закон и порядок», – огласил свою программу Трамп. В качестве примера он привел Чикаго, где за годы президентства Барака Обамы произошло 4 тыс. убийств. «У меня там бизнес, там ужасная ситуация, ужасная!» – негодовал Трамп.
Его заявления по внешней политике также вызвали, мягко говоря, много вопросов. Он предложил надавить на НАТО, основной вклад в бюджет которого вносит Америка, и подключить альянс к борьбе с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России), а Китай мотивировать самостоятельно разбираться с Северной Кореей. В то время как Японию и Южную Корею, с которыми у США заключен договор о защите границ, заставить платить за это деньги. Услышав это, Клинтон с торжествующим видом объявила, как учитель двоечнику, что вообще-то участие в операциях вне границ НАТО запрещено уставом альянса, и исключение было сделано лишь однажды – после войны в Афганистане. «Слова кандидата в президенты США значат многое. Я хочу заверить Японию и Южную Корею в партнерстве», – подчеркнула Клинтон.
Трампу не удалось уколоть и в слабое место демократов – борьба с ИГ или ситуация в Сирии. В косвенном создании ИГ он, как водится, обвинил администрацию Обамы, но выглядело это неубедительно.
Комедией обернулось и обсуждение политики в отношении России. Клинтон обвинила оппонента в поддержке «недруга Америки» Владимира Путина, утверждая, что именно наша страна стоит за взломами серверов Демократической партии. «Откуда мы знаем, что это Россия? Может быть, это Китай или какой-нибудь 200-килограммовый парень, лежа на диване, сделал? А кибер (безопасность. – «НГ»), да, это важно», – под недоуменные вопросы в зале резюмировал Трамп. «Кибер? Это что, новое слово?» – зрители хохотали уже в голос.
Во второй части дебатов Трамп потерял и аргументы, и самообладание, в то время как Клинтон сохраняла уверенность до конца. Оказалось, что у нее в рукаве было припрятано несколько козырей. Она обвинили оппонента в расизме, напомнив, что в 1970-х его компания отказалась сдавать дома темнокожему населению, и дело рассматривалось в суде. На личности попытался перейти и Трамп, в завершение дебатов заявив, что у Клинтон недостаточно выносливости, чтобы стать президентом, намекнув тем самым на ее пол.
По лицу Клинтон было видно, что это вывело ее из себя: она жестко заявила, что поговорит о выносливости, когда Трамп объездит более 200 стран, как делала она, будучи госсекретарем. Впрочем, что взять с человека, который называет женщин свиньями, а беременность – неудобной ситуацией для своих сотрудниц. На этой ноте можно было смело заканчивать дебаты, что и произошло.
На выходе корреспонденту «НГ» не удалось найти ни одного человека, который назвал бы их победителем Трампа. «Определенно Хиллари выглядела лучше», – заявила жительница Коламбуса Беттани Хемфилд. «Вы шутите? Трамп смотрелся полным кретином. Слышали, что он нес вообще?» – сказала «НГ» Элайза Трай. Джордж Мартин подчеркнул, что не является фанатом Клинтон, но вынужден отметить, что Трамп выглядел совершенно некомпетентным на ее фоне по большинству вопросов. В таком же ключе высказались и другие опрошенные «НГ» зрители дебатов.
По данным опроса CNN, 62% телезрителей назвали победителем Клинтон, 27% – Трампа, 11% – не определились.
«Огайо – один из ключевых штатов для кандидатов, – подчеркнул в разговоре с «НГ» почетный профессор политических наук Университета штата Огайо Пол Бек. – Если по итогам дебатов Трамп здесь провалится, то с большой долей вероятности потеряет и другие колеблющиеся штаты, к которым относятся Флорида, Пенсильвания, Северная Каролина, Айова, Мичиган и др.».
Однако вопрос в том, будут ли сторонники Клинтон так же восхищены ею по итогам дебатов, как были восхищены Обамой в 2012-м, чтобы, придя на участки, проголосовать за нее. Так что многое будет зависеть от явки избирателей.
Коламбус