Фетхуллах Гюлен чувствует себя в безопасности в США. Фото Reuters
Министерство юстиции Турции направило США первый запрос с требованием об аресте оппозиционера и богослова Фетхуллаха Гюлена, которому власти инкриминируют организацию госпереворота в стране. Тем временем глава МИДа республики Мевлют Чавушоглу осадил посла США, выразившего обеспокоенность недавним отстранением от должности 28 руководителей местных администраций за связь с Рабочей партией Курдистана (РПК). Однако, судя по словам и делам чиновников двух стран, говорить об ухудшении отношений не приходится.
Анкара требует арестовать Гюлена, проживающего с 1999 года в добровольном изгнании в штате Пенсильвания. Турецкие власти обвиняют его в организации путча 15 июля, унесшего жизни 265 человек. Они не сомневаются: проповедник является вдохновителем террористической организации FETO, имеющей сеть в ряде государств. Напомним, ранее турецкая сторона направляла соответствующее досье с доказательствами его вины, а в августе в республику прибыла делегация из США для совместной работы над вопросом экстрадиции оппозиционера. Глава Белого дома Барак Обама уточнял, что тема выдачи богослова – прерогатива судебных органов.
Временный арест является распространенной мерой пресечения в международной полицейской практике, которую страна, инициирующая экстрадицию, вправе требовать до фактического запроса и урегулирования формальностей с выдачей подозреваемого. Турция запросила принятие подобных мер на основании двусторонних соглашений, касающихся вопросов реадмиссии и содействия в расследовании преступлений.
Глава внешнеполитического ведомства Чавушоглу раскритиковал вчера слова посла США Джона Босса, выразившего обеспокоенность в связи с увольнением 28 руководителей нескольких администраций на востоке Турции, подозреваемых в связях с РПК, которую власти считают террористической. «Мы не позволим кому-либо вести себя так, словно он губернатор Турции. Послу следовало бы осуществлять свои полномочия надлежащим образом, то есть в рамках Венской конвенции», – осадил посла глава МИДа.
Критические заявления контрастируют с продолжающимся сотрудничеством между США и Турцией. Так, вице-премьер Нуман Куртулмуш в интервью телеканалу CNN в Вашингтоне однозначно заявил, что турецкая сторона не рассматривает американцев как причастных к попытке переворота 15 июля. «Прямая ответственность за это лежит именно на Фетхуллахе Гюлене, и мы ожидаем от Вашингтона его экстрадиции или ареста», – сказал Куртулмуш. Хотя раньше косвенные и прямые обвинения в адрес США звучали от президента Реджепа Тайипа Эрдогана: «Либо организующая перевороты FETO, либо демократическая Турция. США должны сделать выбор». «Та страна, которая укрывает главаря террористической организации, причастной к госперевороту, не является другом Турции», – заявлял премьер Бинали Йылдырым.
В то же время реакция Вашингтона на эти обвинения до сих пор оставалась сдержанной. «США окажут содействие Турции в расследовании мятежа», – уточнил президент Барак Обама. «Лучше бы Гюлен находился не в США, а в какой-нибудь другой стране. Решение о его выдаче будет принимать Федеральный суд», – заявил вице-президент Джо Байден.
«Говорить об ухудшении американо-турецких отношений вряд ли приходится. Ведь взаимодействие лидеров двух государств, а также межведомственное сотрудничество носит конструктивный характер», – сказал «НГ» эксперт по США из Центра исследований внешней политики Turksam Ахмед Генджихан Бабиш. Говоря об истинных причинах критических замечаний турецкой стороны в адрес Вашингтона, он уточнил: «Что касается дипломатических перебранок, то их не следует воспринимать серьезно. Они часть игры турецкого руководства, направленной на внутреннюю аудиторию. Дело в том, что властям очень трудно объяснить гражданам, почему Гюлен до сих пор находится в Пенсильвании после содеянного».
Эксперт подчеркнул: взаимодействие двух стран в военной сфере – подтверждение стратегического сотрудничества. «Бывший командующий силами США и НАТО в Европе Филип Бридлав неслучайно подтвердил, что военное взаимодействие между Вашингтоном и Анкарой указывает на важность институциональных отношений. Не говоря уже о том, что Обама предлагал Эрдогану проведение совместной спецоперации против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ. – «НГ») в Ракке», – напомнил Бабиш.
Он также акцентировал внимание на особенностях двустороннего сотрудничества. «Даже критические заявления Турции по США, как правило, соседствуют со взаимными уступками и попытками найти точки соприкосновения по целому спектру международной повестки, – уточнил Бабиш. – Хотя многое может быть скрыто от глаз журналистов и мировой общественности».