Турция перебросила через сирийскую границу около 40 танков. Фото Reuters
Турецкая операция в Сирии все больше нацеливается на курдов. Президент Реджеп Тайип Эрдоган пообещал не прекращать кампанию, покуда не уничтожит военное крыло курдских Отрядов национальной самообороны (ОНС). Эксперты опасаются, что это может привести к дестабилизации ситуации в Турции.
На севере Сирии активизировались столкновения между местными повстанцами, поддерживаемыми Турцией, и курдами. Ополченцам Свободной сирийской армии под прикрытием турецких самолетов удалось захватить десять курдских деревень, а также отвоевать четыре поселения у «Исламского государства» (ИГ, запрещенная в России террористическая группировка).
Новые бои с участием Турции и ее креатур возобновили разговоры о том, что реальная цель Анкары – остановить курдскую экспансию, пишет Washington Post. Однако в этом есть опасность: операция «Щит Евфрата» отвлекает ресурсы и внимание от кампании против ИГ. Турция, будучи членом НАТО, также рискует испортить отношения с США, которые все еще расценивают курдов как союзников и наиболее мощную и эффективную силу в борьбе с джихадистами. Американский спецназ ранее в этом месяце помог ОНС освободить Манбидж от ИГ. Это ставит Вашингтон перед трудным выбором, подытожила газета.
Турецкое информационное агентство Anadolu отрапортовало о гибели 25 «курдских террористов» в результате авиаудара. По словам сирийских наблюдателей, в ходе турецкой операции погибло уже не менее 70 человек, пишет Wall Street Journal (WSJ). Среди них могут быть и мирные жители, утверждают правозащитники и сообщают о 35 жертвах среди сельского населения.
Хотя официально Анкара утверждает, что Манбидж и Джараблус уже отвоеваны, курды приводят прямо противоположные данные и заявляют, что бои продолжаются. Шерван Дервиш, представитель курдского военного совета в Манбидже, добавил: «Турция пришла воевать не с ИГ, она пришла, чтобы бороться с нами». Анкара уже выдвинула курдам ультиматум. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил: «Отряды народной самообороны должны срочно отойти к востоку от Евфрата. Они должны это сделать в том числе и потому, что такое обещание дали США. Если этого не произойдет, ОНС станет целью (для ударов. – «НГ»)».
Представитель Пентагона Питер Кук заявил, что в Вашингтоне эти столкновения с курдами «считают неприемлемыми, и они являются источником глубокой озабоченности». Сирия и так стала территорией, «переполненной битвами», и все участники столкновений должны незамедлительно принять меры для снятия напряженности, добавил спикер. Несогласованные операции придают силы ИГ, которое остается «смертельной и общей угрозой».
Несмотря на эти заявления, Вашингтон поддерживает экспансию Анкары. В Сирии турецкое вторжение квалифицировали как нарушение суверенитета страны, однако в Анкаре поспешили заявить, что операция проводится в соответствии с нормами международного права и в рамках санкционированного ООН права на самооборону.
Пока не ясно, как долго продлится кампания, но в воскресенье на митинге в Газиантипе Эрдоган хоть и оговорился, что «Щит Евфрата» направлен против ИГ, но также выступил с угрозами в адрес курдов. Он пообещал уничтожить военное крыло курдских Отрядов национальной самообороны и добавил: «Мы продолжим, пока не выкорчуем эту террористическую организацию».
Однако действия Турции могут привести к непредсказуемым последствиям и даже к гражданской войне с курдами в самой республике. Они и так уже три десятилетия ведут вооруженную борьбу за культурные и политические права и самоопределение, напоминает WSJ.
Эксперты допускают возможность эскалации ситуации в Турции. «Я не исключаю такого варианта, – заявила «НГ» замдиректора Российского института стратегических исследований Анна Глазова. – Тот факт, что Турция ввела на территорию Сирии свои войска, никак не будет способствовать стабильности, а лишь усугубит ситуацию в регионе. Если проблему с сирийскими курдами не удастся решить мирным путем, это неизбежно скажется и на положении вещей в самой Турции, тем более что Анкара не намерена делать никаких уступок Рабочей партии Курдистана».
Она напомнила, что начало военной кампании совпало с тремя важными событиями. Буквально за несколько дней до вторжения сирийские правительственные войска начали бои с курдами. Практически одновременно с этим Эрдоган в рамках переговоров с Ираном объявил, что Турция готова на переходной период с участием президента Башара Асада, хотя раньше Анкара добивалась его отставки. Наконец, кампания стартовала в день визита вице-президента США Джозефа Байдена в Анкару, а это говорит о том, что Турция получила согласие американцев на операцию. Сделав ставку на сирийских повстанцев, Турция в конце концов может использовать их в качестве тарана для свержения Асада. Сейчас каждая из сторон, участвующих в сирийском конфликте, решает свои собственные проблемы, прикрываясь лозунгами борьбы с терроризмом.