В Женеве Джон Керри и Сергей Лавров обсудят проблемы, разделяющие США и Россию. Фото Reuters
Глава МИД РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри проведут в Женеве переговоры, посвященные Сирии. Встреча состоится на фоне военной операции Турции «Щит Евфрата», поставившей Россию в сложное положение. Москва вынуждена выбирать между союзом с Анкарой и курдами, чьи планы построить автономию на севере Сирии рухнули в один момент.
Наблюдатели возлагают на женевскую встречу Лаврова и Керри большие надежды. Арабское издание Al-Monitor пишет, что дипломаты постараются «завершить сделку по Сирии после первоначальных американо-российских договоренностей, достигнутых на встрече в Москве 15 июля, которые пострадали на фоне усиления боевых действий в Алеппо».
Бассам Барабанди, бывший сирийский дипломат, теперь сотрудничающий с оппозиционным Высшим комитетом по переговорам, назвал консультации в Женеве «большой встречей», отметив, что Керри лишается рычагов давления на Москву в свете сложной ситуации в Алеппо.
В канун встречи официальный представитель Госдепа США Элизабет Трюдо позитивно оценила предстоящую беседу, которая, по ее мнению, позволит решить многие проблемы и поможет «двигаться вперед». Переговоры Лаврова и Керри предваряли консультации между российскими и американскими техническими группами в Женеве. Как рассказал РИА Новости дипломатический источник, на консультациях обсудили взаимодействие Москвы и Вашингтона по организации гуманитарных пауз в Алеппо, обеспечение безопасности для гуманитарных конвоев, которые будут идти по дороге Кастелло, а также координацию действий вооруженных сил в борьбе с террористами. Трюдо признала: «В Сирии большое количество бойцов, сражающихся против нашего общего врага – «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России). Мы остаемся в тесном контакте и с турками, и с курдскими командирами. Это сложная ситуация, которая быстро развивается».
Сам Керри во время визита в Кению выразил надежду, что соглашение между США и РФ по Сирии удастся заключить к концу месяца. Впрочем, в Пентагоне более осторожно рассматривают возможные скоординированные действия с Россией.
Ранее дипломатические источники в Женеве подтвердили, что встреча между Керри и Лавровым обсуждается, однако состоится она или нет, зависит от ситуации в Алеппо. «Очевидно, что обе стороны хотят договориться, но все еще сохраняется недоверие», – заметил собеседник издания. Официальный представитель министерства Мария Захарова сообщила, что в Женеве «в центре внимания будет перспектива сирийского урегулирования, в частности координация действий России и США в борьбе с террористическими группировками в Сирии».
По всей видимости, сторонам удалось преодолеть ряд разногласий, однако явно не все. Турция поставила Россию в сложное положение, начав операцию «Щит Евфрата» и перебросив через границу уже почти 30 танков. Войска при участии бойцов Сирийской свободной армии захватили Джараблус, ранее удерживаемый ИГ.
Сирийские курды, чьи ополченцы оказались одной из самых эффективных боевых сил в борьбе с ИГ, не скрывали своих амбиций на создание новой курдской автономии на севере Сирии, пишет Washington Post (WP). Теперь их надежды похоронены: Джараблус является стратегическим городом и ключом к созданию автономии. Курды вынужденно отошли к востоку от Евфрата.
«Наступление на Джараблус объясняется стремительной, но закамуфлированной региональной дипломатией Турции», – уверен аналитик по Ближнему Востоку Арон Лунд, пишет New York Times. «Турецкая операция добавила сложный поворот к многогранной головокружительной войне», продолжает WP.
Глава Минобороны Турции Фикри Ышык в эфире NTV заявил, что Анкара будет поддерживать сирийских повстанцев до тех пор, пока они не возьмут контроль над всей территорией в этом районе. Тем временем в деревне аль-Амарна произошли первые столкновения двигавшихся на юг бойцов, поддерживаемых Турцией, с прокурдскими боевиками, наступавшими на север.
Россия долгое время поддерживала курдов, теперь же Москва устами МИД РФ осторожно сообщила, что «встревожена возможностью дальнейшей деградации обстановки в зоне конфликта». Курдский вопрос станет одним из ключевых в переговорах Лаврова и Керри.
Еще одной темой в Женеве станет будущее президента Сирии Башара Асада, позиции которого выглядят все более шаткими. ООН фактически обвинила правительство Сирии в использовании химического оружия. Такие данные приводятся в докладе миссии ООН и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), который будет представлен на следующей неделе. Эксперты выявили девять случаев применения химоружия, в двух эпизодах вина лежит на правительстве Сирии, виновником еще одного инцидента стало ИГ. Организаторы шести атак не установлены, но расследование будет продолжено. После того как доклад просочился в СМИ, Белый дом США по каналам Reuters призвал покарать Сирию, выступив «единым фронтом» против такого рода преступлений.
Эксперты в отличие от журналистов более скептичны в оценках предстоящих консультаций Лаврова и Керри. «Не думаю, что можно рассчитывать на какой-то прорыв в Женеве: для этого не существует видимых объективных условий», – заявил «НГ» руководитель Центра анализа ближневосточных конфликтов Института США и Канады РАН Александр Шумилин. Он отметил, что кампания Турции, по сути, стала минимальным воплощением плана «Б», который активно продвигали Штаты: разрешение сирийского конфликта с опорой на оппозицию при поддержке международной коалиции. Вторжение означает, что север Сирии больше не будет контролироваться Асадом, а отойдет под власть повстанцев и влияние Турции.
«Если подобная динамика станет трендом, это будет ад кромешный для России», – подчеркнул Шумилин, добавив, что изменение ситуации может подтолкнуть Россию к каким-то более важным формулировкам и подвижкам в переговорах, «но никто не знает, до каких пределов». «Вашингтону же, напротив, отступать некуда, и мне трудно представить уступки с его стороны», – заключил эксперт.