Халифа Хафтар превратился из союзника в главного недоброжелателя Штатов в Ливии. Фото Reuters |
Военная кампания США в Ливии натолкнулась на неожиданные трудности. Генерал Халифа Хафтар, по сути контролирующий восточную Ливию, срывает усилия Запада и становится головной болью Белого дома. Он отказывается поддержать правительство национального согласия в Триполи, что грозит покончить со стабильностью в стране.
Генерал стал важной послереволюционной фигурой в 2014 году, и западное правительство изо всех сил пыталось противодействовать Хафтару, сделав ставку на власти в Триполи, пишет Washington Post. После чадо-ливийского конфликта 1978–1987 года Хафтар стал ценным кадром ЦРУ в стране и присоединился к группе диссидентов, замышлявших свержение Муаммара Каддафи – «бешеного пса Ближнего Востока», как именовали диктатора в администрации президента США Рональда Рейгана. В 2011 году, после продолжительной вынужденной эмиграции, генерал вернулся в Северную Африку, но не смог заручиться поддержкой местных лидеров и возглавить борьбу с Каддафи. Он возвратился в США, но в 2014 году внезапно восстал из небытия, объявив войну ливийским властям. В Белом доме вначале его заявления посчитали за шутку, но затем генералу удалось очистить восток страны от боевиков и снискать доверие, авторитет и популярность среди местных жителей. Теперь же в Триполи, где заседает правительство национального единства во главе с Фаизом Сараджем, Хафтара считают куда более опасным противником, чем запрещенную в России террористическую организацию «Исламское государство». Ситуация осложняется тем, что генерала поддерживают ОАЭ и Египет.
Бывший высокопоставленный американский чиновник на условиях анонимности сообщил, что действия генерала по всему Ближнему Востоку затруднили для администрации президента Барака Обамы реализацию единой стратегии по борьбе с исламистами. Хафтар, хотя и не имеет достаточных сил, чтобы одержать победу над джихадистами на поле боя, способен выступить в качестве человека, который «испортит все», добавил сотрудник мозгового центра в Вашингтоне, специалист по Северной Африке Барак Барфи. Экс-сотрудник Госдепа США добавил, что «Хафтар не заинтересован в демократии». И даже представитель ООН в Ливии на днях признал, что поддержка правительства национального единства застопорилась на фоне внутренней распри, что угрожает западному сценарию развития ситуации в Ливии. На этом фоне Хафтар укрепляет позиции и продолжает изображать себя единственным человеком, способным спасти Ливию.
США повторяют в Ливии афганские ошибки. Усама бен Ладен в свое время при активном участии ЦРУ примкнул к моджахедам, воевавшим с советскими войсками в Афганистане, но после основал «Аль-Каиду» и объявил войну США.
Несмотря на политический кризис в Ливии, ИГ теряет свой главный оплот в Северной Африке. Исламисты терпят поражение в Сирте – родном городе Каддафи, передает CNN. С 1 августа при поддержке американской авиации местному ополчению удалось освободить большую часть города, теперь джихадисты контролируют только два района. ВВС США нанесли уже 48 авиаударов. Однако в районе по-прежнему сражаются от 150 до 200 террористов и операция продолжается.
Параллельно Франция, Германия, Италия, Испания и Великобритания поддержали правительство Сараджа, попутно выразив уверенность в стабильности местных национальных финансовых институтов. Однако Хафтар по-прежнему может похоронить все усилия западной коалиции и привести Ливию к расколу.