На фото Георг Паджерски (в центре), кандидат партии «Альтернатива для Германии» в Берлине. Фото Reuters
Через месяц в двух немецких землях – Мекленбург – Передняя Померания и Берлин – состоятся выборы. Практически все эксперты оценивают их как тест для выборов в бундестаг в 2017 году. Ожидается, что политический ландшафт в стране изменится коренным образом. Речь идет о потере ведущими партиями страны, христианскими демократами и социал-демократами, подавляющего превосходства, которое позволяло им в течение практически всего послевоенного времени определять политическую линию страны во внутренней и внешней политике. Все политические карты смешала правопопулистская партия «Альтернатива для Германии», которая на волне антимиграционной риторики привлекает под свои знамена все больше и больше сторонников.
Практически это означает, что коалиции ХДС–СДПГ, правящие в этих землях, уже не смогут получить даже относительное большинство в земельных парламентах, чтобы образовать правительства, как это было уже в течение длительного времени. В любом случае им придется искать для создания правительства еще как минимум одного партнера. А это не исключает того, что христианские демократы могут перейти в оппозицию, как это уже случилось в политическом оплоте ХДС земле Рейнланд-Пфальц. Там после недавних выборов правит коалиция из социал-демократов, свободных демократов и зеленых.
Опросы общественного мнения в этих землях показывают существенные потери голосов в первую очередь в пользу «Альтернативы для Германии», которая в Мекленбурге – Передней Померании может стать третьей по величине политической силой, а в Берлине – четвертой, пропустив вперед кроме правящих партий зеленых и левых. И хотя и ХДС, и СДПГ, согласно опросам, могут набрать в обеих землях по меньшей мере каждая до 20% голосов, образовать коалицию они без третьей силы не смогут.
Причина складывающейся ситуации не только в продолжающемся курсе федерального правительства на неконтролируемый допуск мигрантов в Германию (хотя канцлер Ангела Меркель и пытается урегулировать нынешнее положение за счет так называемой программы из девяти пунктов, где главную роль играют трудно выполнимые сегодня договоренности с турецким президентом Эрдоганом), но и в очевидных ошибках с конкретной реализацией интеграционной программы. Речь идет, в частности, о правиле предоставления рабочих мест.
Как отмечает немецкое новостное агентство n-tv, до недавнего времени мигранты могли получать только те рабочие места, от которых отказались граждане Германии или среди бундесбюргеров не нашлось желающих их занять. С 6 августа на три года это правило, по решению федерального Министерства труда, приостановлено. Более того, приоритетом в получении рабочих мест теперь пользуются лица, подавшие заявку на предоставление политического убежища. Министерство в своем решении опирается на изменения в законе об интеграции, которые были приняты правительством в начале июля.
Подобное изменение закона об интеграции предполагает ускорение интеграции мигрантов. При этом в основу этого решения положены в том числе и исследования, проведенные в университетах Цюриха и Стэнфорда. Согласно им, шансы найти работу снижаются с каждым годом примерно на 5%. Следовательно, мигранты будут получать социальную поддержку, которая отягощает бюджет.
На сегодня, по данным министерства, в центрах по предоставлению работы уже зарегистрировано свыше 300 тыс. беженцев. Еще 140 тыс. беженцев, охваченных статистикой, считаются безработными, поскольку они прекратили посещение так называемых интеграционных курсов и могут начать искать работу.
Правда, реализация этих изменений в законе об интеграции предоставлена землям. Правительство земли Мекленбург – Передняя Померания отказалось от применения этих изменений. Только частично ввели их в действие в Баварии и Северном Рейне – Вестфалии.
Складывающаяся в Германии ситуация, как предполагает премьер-министр немецкой земли Шлезвиг-Гольштайн Торстен Альбиг, может полностью изменить партийный ландшафт в Германии. Сдвиг в сторону правого популизма ослабит традиционные партии, и они будут вынуждены искать союзников для создания правительств среди других представленных в парламентах политических сил.
Речь идет о создании вынужденных трехпартийных или даже многопартийных коалиций или правительств, не пользующихся поддержкой парламентского большинства. Они будут существовать только за счет компромиссов между всеми участниками коалиций. Это будет ограничивать возможности для реализации партийных программ участников подобных коалиций и вести к практическому сокращению периодов их пребывания у власти и учащению досрочных выборов.
Это все будет означать, что у правительств, будь то на земельном или федеральном уровне, возможность для проведения определенной политической линии будет крайне ограниченной. Видимо, это обстоятельство внесет свои коррективы и в деятельность федерального правительства на международной арене.