Фото Reuters
По традиции в День независимости Перу, 28 июля, происходит инаугурация победителя президентской гонки. На сей раз триумфатором предвыборной кампании оказался 77-летний политический тяжеловес Педро Пабло Кучински, во втором туре с микроскопическим преимуществом вырвавший победу у грозной соперницы Кейко Фухимори, дочери печально знаменитого президента Альберто Фухимори (1990–2000), отбывающего 25-летний тюремный срок за преступления против человечности.
Поначалу в кампании намеревались участвовать 19 кандидатов, затем отсеялись 9 кандидатов, и сразу определились лидеры гонки. Фухимори, Кучински, депутат парламента Вероника Мендоса, экономист Хулио Гусман, предприниматель Сесар Акунья. В разгар битвы произошел казус, существенно повлиявший на результаты сражения: избирательная инстанция сняла с дистанции двух последних претендентов, имевших, по опросам общественного мнения, высокие рейтинги. Экономисту и бизнесмену инкриминировали подкуп избирателей. Решение ставили под сомнения международные наблюдатели, в том числе генеральный секретарь Организации американских государств Луис Альмагро. Они аргументировали позицию тем, что постановление приняли слишком поздно. Однако инстанция настаивала на своем.
По итогам первого тура, состоявшегося 10 апреля, Фухимори получила 39,85%, Кучински – 21,01%, Мендоса – 18,78%. Как видим, большинство граждан высказались за правый вариант развития, за продолжение пути, по которому двигалась страна на протяжении последних лет, хотя и с небольшими модификациями. Несмотря на глобальный экономический кризис, стране удалось сохранить относительно высокий рост ВВП, составивший в 2015 году 3,2%. Но следует учитывать, что Мендоса, ратующая за леворадикальную альтернативу, отстала от соперника на незначительные доли процента. Это свидетельство наличия слоев, требующих приоритетного внимания.
Далее состоялась изматывающая дуэль опыта и молодости. Конкуренты, чьи программы отличались лишь в деталях, вели охоту за голоса кандидатов, выбывших из гонки. Мало кто полагал, что деятель, отстававший от фаворитки почти на 20 пунктов, сумеет одолеть соперницу. Граждане в течение пяти дней ждали вердикта Национального бюро по избирательным процессам. Заминка произошла из-за того, что опаздывали протоколы из глубинки, способные изменить картину. По мнению экспертов, успех Кучински объяснялся тем, что ему удалось сплотить все антифухимористские силы. Достаточно вспомнить многочисленные марши, участники которых выступали против соперницы, опасаясь сворачивания демократии. Манифестации, инициированные правозащитными организациями, проходили под девизом «Нет, Кейко!». Одну из них приурочили к годовщине «институционального переворота» 1992 года, обернувшегося роспуском законодательной власти.
Хотя Фухимори клялась отмежеваться от отца и даже подписала соответствующий документ, это не помогло ей избавиться от негативного шлейфа. В промежутке между двумя предвыборными турами поддержать Кучинского призывали даже непримиримые противники, такие как Мендоса, заявившая затем о переходе во фронтальную оппозицию. В итоге политический ветеран набрал 50,11%, а соперница получила 49,88%. Разница составила микроскопические 0,2%.
Но теперь победитель обречен на поиск компромиссов. К этому понуждает расклад сил в однопалатном парламенте, состоящем из 130 депутатов. Первое место досталось сторонникам Фухимори (у них абсолютное большинство мест – 73). За ними с 20 мандатами идут приверженцы Мендосы. Лишь на третьем месте с 18 креслами расположились сторонники президента. Он уже сделал шаги в этом направлении.
Кучински, сын эмигрантов из Польши еврейского происхождения, родился 3 октября 1938 года в Лиме. Среднее образование получил в Швеции, продолжил обучение в Оксфордском и Принстонском университетах. Серьезно занимался музыкой в Великобритании, играет на различных инструментах.
Профессиональный экономист, он занимал высокие должности во Всемирном банке и в Международном валютном фонде, заработал хорошую репутацию в финансовых кругах. Многоопытный политик, придерживается откровенно либеральных взглядов, неоднократно становился министром экономики и финансов, в 2005–2008 годах являлся председателем правительства. При военном режиме эмигрировал в США и использовал вынужденную эмиграцию себе во благо: наладил деловые контакты в американском истеблишменте, получил второе гражданство, от которого вскоре отказался. Кучински – самый великовозрастный глава государства в Латинской Америке.
Прогнозируя перспективы социально-экономического и политического развития, эксперты полагают, что Перу следует сохранить звание восходящей региональной державы, которой она стала в последние годы. На это обратил внимание известный мексиканский исследователь Энрике Краузе, посетивший Перу. В статье «Горы пришли в движение» он писал, что самым впечатляющим для стороннего наблюдателя стало изменение менталитета и стереотипов поведения определенных категорий населения, в первую очередь среднего класса. Они перестают считать себя жителями отсталой периферии, прозябающей на задворках глобализирующегося мира, у них возникло чувство сопричастности к динамике развития. Правда, этим не смогли воспользоваться повсюду, поэтому решение острых социальных проблем в депрессивных регионах остается настоятельной необходимостью.
Представляется, что внешнеполитический курс в целом останется неизменным: сохранятся уважительные отношения с ближайшими и дальними соседями; укрепится сотрудничество с партнерами по Тихоокеанскому альянсу, куда входят также Мексика, Чили, Колумбия. Кучински в сопровождении президента, завершавшего полномочия, участвовал в работе IX саммита альянса. Не прервутся тесные контакты с Китаем, являющимся основным потребителем минерального сырья (именно туда запланирован первый официальный визит). Сохранится безвизовый режим сроком до 90 дней для рядовых граждан ЕС. Поскольку Перу не участвует в санкциях Запада, продолжится поставка продовольствия в Россию. Уместно вспомнить, что предшественник посещал нашу страну, встречался с Владимиром Путиным.
Принимая во внимание наличие соглашений о свободной торговле с большинством государств, не исключен приток иностранных инвестиций, хотя конъюнктура ухудшилась. Это объективно подталкивает к поиску внутренних резервов. На этом акцентировал внимание бывший президент, приводивший яркий пример: «Мы продаем апельсины, а нам в обмен поставляют мармелад». С подобным положением пора покончить: необходимо увеличить выпуск технологичной продукции, разнообразить экспорт. Имеются основания полагать, что продолжится движение по плюралистической параболе, обеспечившей Перу престиж в мировом сообществе.