Тереза Мэй и Ангела Меркель обменялись ультиматумами, но сошлись на компромиссе. Фото Reuters
Канцлер Германии Ангела Меркель согласилась не торопить премьер-министра Великобритании Терезу Мэй с выходом из ЕС. В то время как председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер настаивает на ускорении процесса расторжения отношений, Берлин намерен дать англичанам больше времени. Но ФРГ не желает и того, чтобы вопрос завис. В ходе переговоров двух лидеров в столице Германии гостья заявила, что британцы хотят прекратить бесконтрольный въезд из Евросоюза. Меркель в ответ пригрозила, что Британия потеряет доступ к единому рынку. Воздействие брекзита на мировую экономику проанализируют в КНР финансисты «большой двадцатки».
Меркель высказалась в примирительном ключе на встрече с новым английским лидером. Как пишет Financial Times, канцлер сказала: «Нам было бы выгодно, если бы Соединенное Королевство определило свою позицию на переговорах чрезвычайно подробно и ясно. В наших общих интересах организовать процесс переговоров в разумном и конструктивном ключе».
Между тем Жан-Клод Юнкер и некоторые другие европейские политики добиваются того, чтобы Тереза Мэй как можно быстрее привела в действие статью 50 Лиссабонского договора, в которой прописана процедура выхода из объединения.
Меркель выдвинула весомые аргументы в поддержку коллеги с Альбиона. «Вполне можно понять, что правительство всего через несколько дней после референдума хочет осознать свои интересы, а также поговорить с другими частями Британии», – сказала канцлер. При этом она дала понять, что терпение Европы не безгранично и оставлять статус королевства в подвешенном состоянии нельзя.
Мэй, в свою очередь, заявила, что статья 50 не будет реализована в нынешнем году. Это случится лишь после того, как Лондон выработает свою позицию на переговорах. На пресс-конференции британский премьер подчеркнула, что не надеется всем понравиться. Так, она не станет уступать по вопросу ограничения иммиграции из ЕС в Британию и будет защищать интересы британского бизнеса и лондонского Сити.
В беседе с «НГ» Андрей Остальский, независимый журналист, работающий в Британии, отметил, что «Тереза Мэй не хочет активировать статью 50. Это понятно, такова была ее платформа, когда она боролась за звание лидера Консервативной партии. Ее противники выдвигали альтернативную программу. Говорили, что, возглавив партию, они чуть ли не на следующий день реализуют 50-ю статью, и начнется отсчет времени: в течение двух лет надо будет решить все практические вопросы юридического развода с Евросоюзом и образования каких-то новых отношений».
Но Мэй, не боясь потерять самых ярых сторонников брекзита среди тори и разозлить крайне правый фланг собственной партии, заявила: сначала надо придумать план. А плана никакого нет. В британской прессе выдвинули очень резкое обвинение против Дэвида Кэмерона, предыдущего премьера. Он якобы проявил преступную халатность, не разработав «план Б» – запасной вариант на случай, если референдум завершится победой евроскептиков, что и произошло.
«Кэмерон с таким вариантом свое будущее не связывал, поэтому он ушел в отставку. А вот Тереза Мэй должна этим заниматься. Уже создано специальное ведомство. Оно лихорадочно набирает экспертов. С ними, оказывается, проблема: их нет в Британии в достаточном количестве. Говорят, что придется отозвать довольно много британских сотрудников аппарата Евросоюза, чтобы заполнить эти вакансии», – отметил эксперт.
Иными словами, реального плана действий нет, поэтому Мэй не скрывала и не скрывает, что будет тянуть время. Только поняв, какие тезисы Британия предложит партнерам, какие механизмы она намерена для этого создать, можно будет нажимать кнопку и начинать обратный отсчет, считает Мэй. На это она и получила мандат правящей партии. Наблюдатели полагают, что 50-ю статью запустят в начале 2017 года, и у Великобритании будет два года, чтобы решить все вопросы.
Однако затяжкой процедуры «исхода из ЕС» недовольны не только многие соседи Британии в Европе. Финансовые боссы из группы G20, куда входят страны с самыми крупными экономиками, тоже хотят от Лондона ясности. Как передает агентство Reuters, 23 и 24 июля в китайском городе Чэнду состоится встреча министров финансов и глав центральных банков «большой двадцатки». И на ней пойдет речь о том, что собирается делать Британия. Коллеги-финансисты будут «поджаривать» нового канцлера казначейства Соединенного Королевства Филипа Хаммонда, требуя от него разъяснить стратегию правительства ее величества.