Фото Reuters
В Испании в конце июня состоялись досрочные парламентские выборы. Их результаты разочаровали своей предсказуемостью: ни одна из ведущих политических партий, прошедших в парламент, вновь не сумела добиться абсолютного большинства, чтобы сформировать, наконец, однопартийное правительство, и страна в очередной раз оказалась на несколько месяцев в подвешенном состоянии. Теперь предстоит формирование парламентских фракций, нелегкий выбор председателя и рабочих органов, а затем поиск лидера партии, который согласился бы ринуться в омут переговоров в поисках союза и союзников для создания коалиционного правительства большинства или даже правительства меньшинства, при заведомо известных политических предпочтениях или неприязни.
Предсказуемость нынешнего состав Конгресса депутатов – нижней палаты парламента вытекала из событий, происходивших в нем на протяжении предыдущих шести месяцев, когда расклад политических сил отражал новое состояние испанского общества, разочарованного экономической политикой предыдущих правительств как Народной, так и Социалистической партий, и отказавшего им в доверии. Избиратели поверили даже не столько выборным программам двух новичков политической сцены, в первую очередь партии «Подемос», сколько их медийным заклинаниям и популистским обещаниям радикальных перемен, вплоть до выхода из ЕС и НАТО, проведения нового референдума о независимости Каталонии и другим весьма экстравагантным лозунгам. В итоге обе традиционные партии - Народная и Социалистическая рабочая - оказались «ощипанными» и полностью зависимыми от политиканства парламентских попутчиков, что и не позволило им за полгода договориться о создании правительственной коалиции.
Так Испания неожиданно для себя самой на много месяцев оказалась в блэкауте. В политических сумерках, не суливших ей ничего хорошего, а, напротив, усложнявших принятие непростых решений по реформе и модернизации экономики и пенсионной системы, снижению бюджетного дефицита, улучшению трудового законодательства, повышению социальных гарантий и т.д. Иными словами, всех тех проблем, что ставились в вину прежним правительствам, но которые так и не смогло начать решать несостоявшееся левое коалиционное правительство.
Такое случилось впервые в постфранкистской истории Испании, и дальнейшие события показали, что отсутствие опыта и практики создания партийных коалиций для управления страной способны принести ей немало бед. Главная из них – жизнь без правительства. Объективной причиной невозможности его формирования стала не только фрагментированность Конгресса депутатов, но и идеологическая несовместимость всех четырех прошедших в него партий друг с другом.
Вернемся в март нынешнего года. Находившаяся у власти Народная партия отказалась от предложения главы государства – короля Фелипе VI создать правительство из-за объявленного ей бойкота всеми парламентскими силами. Многомесячные попытки социалистов договориться с неожиданно ворвавшейся в политическое поле ультралевой партией «Подемос» («Мы можем!»), к сожалению, не принесли результата. Другой новичок в парламенте – правоцентристская партия «Сьюдаданос» («Граждане») смогла найти с социалистами шаткий компромисс, но в сумме количество их депутатских мандатов не давало необходимого числа голосов для создания правительства большинства.
Спасти ситуацию могла «Подемос», но ее лидеры не раз категорически отказывались вступать в такую коалицию. И, как это было ясно с самого начала, априори был невозможен блок социалистов и народников. Этого никогда не простил бы нынешнему руководству левый «ядерный электорат» социалистов, против такого – даже временного союза! – активно выступали авторитетные бывшие лидеры партии Ф.Гонсалес, А.Герра, Х.Л.Сапатеро и другие.
Такова была экспозиция в парламенте в течение полугода после выборов. И потому главным виновником несостоявшегося первого левоцентристского «правительства реформ и прогресса» испанские политологи справедливо называют лидера партии Пабло Иглесиаса. «Подемос» не только отчаянно отстаивала свою предвыборную программу в переговорах с социалистами, но и категорически не соглашалась выступать в одной связке с «Гражданами». В итоге П.Иглесиас остался в гордом, но не завидном одиночестве.
Лидер социалистов Педро Санчес дважды терпел обидные поражения в парламенте при голосовании по приведению к присяге своего правительства меньшинства (в блоке с «Гражданами»). А ведь для достижения успеха было достаточно, чтобы единомышленники П.Иглесиаса не голосовали «против», а просто воздержались. Однако они оба раза упорствовали в своем отрицании, и теперь пожинают плоды недоговороспособности: от них уже отвернулись партнеры из двух региональных партий, а в канун досрочных парламентских выборов партия подверглась агрессивному информационному цунами со стороны правых сил в ряде печатных СМИ и на национальных TV каналах.
Лидеров «Подемос» обвиняли в корысти, финансовой нечистоплотности и «революционной левизне, которая несет угрозу демократии и стабильности в Испании». Как инструмент предвыборной борьбы в общественное сознание настойчиво внедрялся «фактор страха», и он, безусловно, сработал, сбив поддержку партии избирателями: даже в союзе с Едиными левыми она практически не увеличила свое представительство в парламенте. По мнению испанских социологов, синергетический эффект от их объединения должен был быть более заметным. Но, уверяют они же, против «Подемос» сработал и «эффект бумеранга»: еще до выборов избиратели были немало разочарованы упрямством, обструкционистской и агрессивной риторикой лидеров партии, обрекавших страну на новые выборы и новые бюджетные расходы.
Тактика всех политических партий на этапе «от одних выборов – до других», от декабрьских 2015 г.- до досрочных июньских, была сугубо прагматичной: никаких резких движений, никаких рискованных договоренностей, чтобы не растерять свой верный электорат. Никто не хотел уступать, демонстрируя приверженность декабрьским стартовым программам, которые объявлялись рубежной «красной чертой». И по существу никаких новых идей. Похвальная в иной ситуации верность принципам обернулась дорогой в никуда – на досрочных выборах ни одна партия так и не смогла добиться абсолютного парламентского большинства для создания своего правительства.
Прогнозный анализ развития ближайших событий в Испании неизбежно заставляет возвращаться к происходившим после декабря, о чем и шла речь выше, потому что нынешний парламент – калька предыдущего, в нем тот же расклад политических сил. Это значит, что и алгоритм их действий по конструированию коалиции будет таким же. Из первых поствыборных контактов лидеров партий следует, что образовавшуюся семь месяцев назад квадратуру круга из лидерских амбиций и идеологических шор никому пока разорвать не удается.
Социалисты априори заявляют о невозможности союза с народниками, предлагающими старые обанкротившиеся рецепты выхода из кризиса и не очистившимися от скверны вскрывшейся коррупции. Та же долгоиграющая пластинка требований взаимных уступок у социалистов и «Подемос», которая, в свою очередь, уже сейчас с порога отвергает возможность переговоров с народниками. «Сьюдаданос» тоже не видит себя в одном правительстве с народниками и сохраняет верность ранее заключенному союзу с социалистами. К этому дуэту считает для себя невозможным присоединяться капризная «Подемос». Повторение пройденного: как решить математическую задачу с заранее известным ответом – найти 176 голосов для формирования устойчивого правительства большинства.
«Скелеты в шкафах» на предстоящих переговорах лидеров еще ждут своего часа, но никто не знает, сколько их. К примеру, тот же референдум в Каталонии, который упорно отстаивает в своей программе «Подемос», но отвергают все остальные партии. Откажутся? Или требование ухода с политической сцены Мариано Рахоя, вторично выигравшего выборы, но с которым никто не хочет иметь дела. Решится ли на такой шаг руководство Народной партии, сумеет ли убедить своего лидера в самопожертвовании для сохранения партии у власти? Предстоят сложные переговоры в поиске компромиссов и уступок для возможных вариантов союзов и коалиций.
А если невозможных и несостоявшихся, что тогда? Вновь патовая ситуация и - трудно в это поверить! - вторые подряд досрочные выборы с тем же неприятным финалом – не то, чего ждет страна от нынешнего парламента. Много времени уже потеряно, и последние события в ЕС не обещают легкой жизни Испании, выбившейся из ритма выполнения взятых перед ним обязательств. После «Brexit», можно предполагать, усилится централизация экономического управления на наднациональном уровне, что усложнит Мадриду проведение давно требуемых реформ и новой экономической политики, за которые испанцы дважды за полгода голосовали. Значит, лидерам надо как можно скорее договариваться.
Многие обозреватели, оценивая произошедшее, заговорили о конце двухпартийной политической системы страны после поражения обеих традиционных партий – Народной и Социалистической рабочей на фоне успехов двух новых партий. О полевении электората и дестабилизирующем факторе каталонской «дорожной карты» обретения независимости. Но, на мой взгляд, преждевременно говорить о крушении двухпартийной системы в Испании.
В действительности традиционные партии на обоих выборах завоевали больше депутатских мест, чем все остальные, вместе взятые. Именно лидерам этих партий глава государства трижды доверял формирование правительства, а « дерзкие новички» даже теоретически не рассматривались на главную роль в исполнительной власти. Бесспорно, попадание два раза подряд в Конгресс депутатов с большим числом своих представителей делает честь обеим новым партиям, но пока они себя не проявили ни как эффективная оппозиция, ни в составе коалиционного правительства.
Напротив, навлекли на себя гнев и критику тех, кто увидел в их действиях политическую безответственность, личную нечистоплотность и подчинение интересов страны узко партийным интересам. Некролог бипартийности в Испании можно будет писать лишь после того, как любая из новых партий опередит в парламенте хотя бы одну традиционную. Куда сложнее спорить с тезисом о полевении испанского электората: очевидно, здесь объективно присутствует экономическая конъюнктура, и нужны годы и опыт работы левых сил во власти, чтобы избиратели сохранили к ним доверие.
А в эти дни в Конгрессе депутатов - броуновское движение. Что из него выйдет, скоро узнаем - 19 июля открылась первая сессия нового созыва.