Фото Reuters
Около 3 млн сирийских беженцев могут получить турецкое гражданство, что существенно усилит рейтинги правящей партии. Эта инициатива свидетельствует об изменении курса Анкары и ее сближении с Москвой. Реанимированный союз выглядит как нельзя кстати на фоне поражения курдов и арабов в боях с исламистами в Сирии.
Президент Реджеп Тайип Эрдоган посетил приграничный город Килис, население которого выросло вдвое вследствие наплыва сирийских беженцев. «Сегодня у меня есть хорошие новости для наших братьев и сестер, находящихся здесь, – заявил он. – Турция – ваш дом тоже». Эрдоган добавил, что среди беженцев много желающих получить турецкий паспорт, и МВД республики «предпринимает шаги в этом направлении».
Высокопоставленный турецкий чиновник пояснил Financial Times (FT), что слова президента – это «заявление о намерениях», но пока не окончательное решение. По официальным данным, в Турции проживает 2,7 млн сирийцев, однако в действительности в республике находятся еще сотни тысяч незаконных мигрантов, которые вынуждены ютиться за пределами лагерей беженцев и нелегально работать на фабриках и фермах.
Натурализация миллионов приезжих обеспечит правящей Партии справедливости и развития дополнительную поддержку на выборах. Депутат кемалистской Республиканской народной партии Эрдоган Топрак заявлял в марте газете Hurriyet, что натурализация мигрантов добавит 3 млн новых избирателей, которые на парламентских выборах в 2019 году способны изменить исход голосования.
Выступая в Килисе, Эрдоган обрушился с критикой на нынешнее руководство Сирии в лице президента Башара Асада. Турецкий лидер заявил, что «человека, политика которого привела к гибели 600 тыс. сирийских братьев, нельзя рассматривать в качестве руководителя». Он выразил уверенность, что режим Асада потерял способность управлять страной, а сам народ не имеет возможности повлиять на ситуацию.
Однако за несколько дней до выступления Эрдогана FT со ссылкой на дипломатические источники и собеседников в рядах оппозиции писала, что Анкара готова на уступки в отношениях с Дамаском. В свете восстановления сотрудничества с Россией Турция может поступиться Асадом и пойти на мягкие меры в курдском вопросе. Сильнее всего это ударит по исламистским группировкам, поддерживаемым Анкарой, отметила газета.
По данным FT, за неделю до того как Эрдоган принес Владимиру Путину официальные извинения в связи с уничтожением Су-24, Турция провела секретную встречу между представителями Москвы и лидерами сирийской оппозиции. «Будут компромиссы и уступки по поводу курдов и повстанцев... Но турки не будут отказываться от оппозиции полностью – это не в их стратегических интересах», – прокомментировал слухи один из лидеров повстанцев Эззедин аль-Саламе.
Еще одним свидетельством изменения жесткого курса стало увольнение начальника разведки, отвечавшего за сирийское направление. Это может свидетельствовать о возможной подготовке сделки с Асадом.
О примирении с Москвой говорят и другие события. Турция должна работать вместе с Россией для политического урегулирования кризиса в Сирии, заявил глава МИДа Мевлют Чавушоглу после пятничной встречи с российским коллегой Сергеем Лавровым в Сочи. Помимо сирийского вопроса в ходе переговоров министры затронули проблемы туротрасли и обеспечения безопасности в Турции в свете последних терактов. Дипломаты договорились возобновить работу двусторонних механизмов антитеррористического сотрудничества с участием внешнеполитических ведомств и спецслужб.
Эксперты склоняются к версии, что модифицированный подход Анкары теперь звучит в унисон с предложениями Москвы. «Эрдоган изменил свою позицию под влиянием разных обстоятельств. Он с тревогой ощутил опасность распада Сирии и осознал, что формирование Федерации Северной Сирии может представлять угрозу для самой Турции. Федерация включает и курдские регионы, и в случае автономии она займет антитурецкую позицию, – заявил в беседе с «НГ» президент Института религии и политики Александр Игнатенко. – В нынешней ситуации Эрдоган счел за лучшее поддержать курс на сохранение сирийской государственности, олицетворением которой является Асад. То есть президент выступил за сохранение Сирии в границах, которые она имела на момент начала гражданской войны и кризиса. Этого же подхода придерживается Россия. Таким образом, под влиянием различных обстоятельств произошло сближение позиции Эрдогана с позицией России».
Скрепление российско-турецкого союза выглядит как нельзя кстати. В выходные сирийская армия нанесла удары по позициям запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГ) в провинциях Хомс, Дейр-эз-Зор и Ракка, уничтожив колонны военной техники, передает SANA. Кроме того, в конце июня Пентагону в результате авиаудара удалось ликвидировать двух командиров ИГ близ Мосула. Официальное подтверждение удалось получить только теперь.
Эта операция проводится в рамках подготовки штурма города сухопутными силами. Однако с наступлением возникла загвоздка: боевики ИГ оттеснили от города Манбидж поддерживаемые США «Демократические силы Сирии» (ДСС), состоящие из курдских и арабских ополченцев, передает Reuters. В районе продолжаются ожесточенные бои, которые усилились после нескольких терактов, совершенных смертниками. Потеря Манбиджа была бы большим ударом для ИГ: это один из важнейших каналов для транзита джихадистов.
Тяжелые потери ополченцы понесли и у города Абу-Кемаль. Сирийская обсерватория по правам человека и вовсе утверждает, что ДСС полностью вытеснили из провинции Дейр-эз-Зор, где находится город. Захват Абу-Кемаля джихадистами в 2014 году фактически стер границу между Сирией и Ираком.