Фото сайта kremlin.ru
Перед послами и постоянными представителями РФ, собравшимися на двухдневное совещание в Москве, выступил президент Владимир Путин. Среди первоочередных задач, поставленных им перед дипломатами, – развитие взаимовыгодного сотрудничества с иностранными партнерами, повышение эффективности интеграционных процессов на евразийском пространстве, противодействие распространению экстремистской идеологии и международного терроризма.
Нынешний посольский «съезд», который созывается раз в два года, – восьмой по счету. В МИДе его называют уникальным мероприятием с точки зрения возможностей для российских послов провести обстоятельный разговор с руководством министерства и представителями других ведомств, обменяться взглядами на происходящее в мире и сформировать новые идеи и предложения.
Впрочем, главные идеи и ключевые направления деятельности МИДа подсказал вчера сам президент. Надо полагать, что именно они будут зафиксированы в обновленной концепции внешней политики, подготовка которой, по словам Путина, близка к завершению.
Как пояснил «НГ» председатель комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев, новая редакция концепции должна появиться во второй половине года. «Знаю, что работа ведется очень активно, содержательно, а главное, на основе быстро меняющейся ситуации, которая требует очень большого числа уточнений, – сказал сенатор. – Внешнеполитический курс России определен давно, он не подвержен сиюминутной конъюнктуре. Просто во многом меняется мир, и это требует адаптации нашей стратегии к новым условиям».
Президент убежден, что вызовы и угрозы, с которыми сталкивается Россия, требуют постоянного совершенствования дипломатического инструментария в политической, экономической, гуманитарной и информационной сферах. Наша дипломатия должна и впредь содействовать урегулированию имеющихся и предотвращению появления новых очагов напряженности и конфликтов, в первую очередь у российских границ.
В этой связи Путин считает недопустимым обвинять Россию в затягивании урегулирования украинского кризиса. Россия хочет видеть в Украине доброго соседа, предсказуемого и цивилизованного партнера, живущего в мире в первую очередь с самим собой. «Для этого в Киеве должны прийти к пониманию неизбежности прямого диалога с Донбассом, необходимости выполнения своих обязательств по всему Минскому комплексу мер», – подчеркнул президент и заверил, что Москва продолжит сотрудничать с партнерами по «нормандской четверке» и США по разрешению кризиса.
Что касается окончательного урегулирования в Сирии, то оно потребует еще значительного времени. Вместе с тем опыт, накопленный там, показал, что «только объединяя усилия в русле широкого антитеррористического фронта, к чему так настойчиво призывала и призывает Россия, можно успешно противостоять сегодняшним угрозам – терроризму и другим вызовам, с которыми сталкивается человечество».
Характеризуя положение дел в мире, президент констатировал рост нестабильности, непредсказуемости и конфронтации. При этом сталкиваются различные подходы к тому, как должны выстраиваться механизмы глобального управления в ХХI веке. «Кое-кто предпринимает попытки вообще отбросить в сторону любые правила и любые условности», – подчеркнул он.
А чтобы у присутствующих не возникали сомнения по поводу «кое-кого», Путин особо остановился на действиях НАТО. «Антироссийская направленность НАТО сегодня нарочито выпячивается. Альянс не только ищет в поведении России подтверждение легитимности и целесообразности своего существования, но и предпринимает в отношении нас реальные конфронтационные шаги», – заявил он. В Польше и странах Балтии размещаются силы быстрого реагирования, пополняются арсеналы наступательных вооружений. Все это направлено на подрыв десятилетиями складывавшегося военного паритета.
«Подчеркну, что мы постоянно держим все эти процессы в поле зрения, знаем, как адекватно реагировать, и будем делать это, безусловно, в будущем. Но не собираемся поддаваться милитаристскому угару, а именно к этому, похоже, нас стараются подтолкнуть», – сказал Путин. Впрочем, спровоцировать Россию на затратную и бесперспективную гонку вооружений не удастся. «Мы всегда надежно сможем себя защитить и гарантируем безопасность РФ и ее граждан», – заверил президент.
Переходя к отношениям с США, Путин подчеркнул, что Москва заинтересована в плотном взаимодействии с Вашингтоном в международных делах. Россия готова работать с любым будущим президентом США, но на равноправной основе. Однако «мы не приемлем подхода той части американского истеблишмента, которая считает, что они сами решают, в каких вопросах с нами сотрудничать, а в каких наращивать на нас различного рода нажим, в том числе и санкционный», – уточнил Путин. С Евросоюзом же Россия готова строить единое экономическое и гуманитарное пространство от Атлантического до Тихого океана.
Если взаимоотношения с Западом остаются крайне напряженными, то с Китаем сложился «беспрецедентный уровень отношений сотрудничества и доверия». Президент напомнил, что в ходе его недавнего визита в Китай был дан старт переговорам о создании всеобъемлющего торгово-экономического партнерства на основе Евразийского экономического союза и китайского проекта Экономического пояса Шелкового пути. В этом он увидел первый шаг «большого евразийского партнерства», в том числе с участием стран ЕАЭС, других государств СНГ, а также Китая, Индии, Пакистана и в будущем – Ирана.
Косачев считает важным, что Россия твердо отстаивает свои интересы, не скатываясь на позиции конфронтации. «Президент ориентировал российскую дипломатию на поиск компромиссов там, где они возможны, на достижение договоренностей, чтобы через эти договоренности продвигаться вперед без ущерба для национальных интересов, – подчеркнул он. – Это очень важная констатация, хотя она и не является принципиально новой. Но ее очень важно было подтвердить в условиях, когда Россию обвиняют в том, что она занимает излишне конфронтационные позиции».
Впрочем, сенатор не стал раскрывать «НГ» целиком содержание встречи президента с послами, сославшись на то, что ее большая часть проходила в закрытом режиме.