Фото Reuters
Национальные идеологи украинской евроинтеграции столкнулись с новыми реалиями. Брекзит, безусловно, выступил очередным свидетельством процесса дезинтеграции в панъевропейском объединении. Пик евростремительных настроений и оптимизма идей усиления интеграции пройден. При существующей внутриевропейской тенденции на усиление национал-консервативных настроений виден запрос национальных государств – членов ЕС на суверенизацию и восстановление национальной идентичности.
Британия всегда умело чувствует изменения в глобальной конъюнктуре. Ради достижения своей цели по усилению экономического потенциала в долгосрочной перспективе Великобритания путем брекзита осуществляет историческую попытку реинкарнации империи в экономике путем диверсификации торговли с рынка ЕС на страны Содружества, бывшие доминионы и колонии, а также перспективный быстроразвивающийся рынок АТР.
Выход Британии из ЕС в ближнесрочной перспективе приведет к усилению влияния Юга Европы, более консервативно настроенного по поводу своего экономического и политического суверенитета, это добавит протекционистского настроения. Евро и британский фунт стерлингов сдадут свои позиции по отношению к доллару и швейцарскому франку. Вследствие брекзита украинский экспорт на рынок ЕС столкнется с определенными трудностями уже в ближнесрочной перспективе. Украина впервые встретится с новым обликом Объединенной Европы, Евросоюзом без англосаксонской составляющей, где превалируют позиция и интересы романо-германских государств европейского ядра в лице Франции, Германии, Италии.
При этом существует экспертная оценка, согласно которой ситуация с беженцами, трагическая ситуация с Украиной (учитывая евроинтеграционный настрой ее руководства) для среднестатистического европейского обывателя сыграли роль катализатора центробежных тенденций внутри ЕС.
В современном мире происходит процесс постепенной бифуркации системы международных отношений в сторону полицентризма, ситуация с Великобританией сигнализирует о тектонических сдвигах внутри ЕС. Тем временем украинская верховная власть выжидает и делает вид, что ничего не произошло, пытаясь сохранить лицо. Те немногие, кто осознает реалии украинской внешнеполитической повестки после брекзита и имеет необходимое пространство для маневра, идут на более экстравагантные поступки при понимании изменившегося тренда. Так, заместитель главы комитета Верховной рады по евроинтеграции, нардеп от Радикальной партии Андрей Артеменко подал в отставку со своего поста после оглашения результатов референдума в Туманном Альбионе, объяснив свой поступок тем, что вопрос о евроинтеграции для Украины теперь уже не стоит. Его новые политические воззрения были мотивированы выходом Великобритании из ЕС, который закрепил нерадостную для еврооптимистов тенденцию после неудачного референдума в Голландии, приостановления получения членства ЕС Норвегией и отзыва заявки на членство в ЕС Швейцарией. Безусловно, существенная проевропейская часть украинского общества испытывает шоковую реакцию.
Однако является ли все-таки ситуация с брекзитом личной трагедией украинской элиты? Последние два года показали, что она ориентирована в большей степени на США, нежели на Европу (в отличие от большей массы собственного электората). Существует мнение, что нынешняя реанимация концепта реформ со стороны украинского руководства выступает в роли скрытой альтернативы проевропейской риторике. Проевропейская риторика последние месяцы ослаблена ровно в той степени, в которой усилена прореформаторская вследствие явной «евронедостаточности» политических и экономических реалий для простых граждан. Официальный Киев ставит своей целью заполнить «евровакуум» и обременить свой народ новым нежизнеспособным в существующих условиях мифом. В то же время именно используемый мифический концепт о грядущей евроинтеграции сохраняет основную легитимирующую функцию в украинском политикуме. На данном этапе преждевременно говорить о сравнении украинской ситуации с текущим ростом евроскептицизма в Молдавии, однако в долгосрочной перспективе подобная тенденция может быть сформирована.
Чрезмерная лояльность украинского истеблишмента идее интеграции в евро-атлантические структуры при необъективной оценке политической реальности приводит нынешний правящий класс к невозможности жизненно необходимой политической и экономической диверсификации своего курса в изменившихся условиях и как следствие – его неспособности к правосубъектности в большой политике.